Открытый урок по русскому языку
5 класс
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы
Утепова Аурика Дулатовна
Узунколь
2014 год
Задачи урока:
Задачи обучения:
— знакомство со звуками и буквами русского языка, алфавит и его
первостепенное значение в русском языке;
— сформировать полученные знания, умения и навыки по изучаемому
материалу;
Задачи воспитания:
— осуществление нравственного воспитания – уважение нормам и законам
русского языка;
— осуществление эстетического воспитания – стремление к
прекрасному: к красоте и простоте языка;
— осуществление умственного воспитания – стремление к знаниям и
грамотности
Задачи развития:
— развитие интеллекта – умение анализировать и сравнивать;
— развитие познавательного интереса – историзм, новизна знаний;
— развитие устной связной речи учащихся, умение выражать свои мысли,
делать выводы;
— развитие эмоций – радости, сожаления;
— стремление к совершенству – умение работать со средствами ТСО и
электронной доской
Ожидаемый результат:
— умение различать звуки буквы, иметь представление об алфавите;
— умение делать выводы и правильно применять полученные знания;
Оборудование:
-
Электронный алфавит;
-
Стихотворения о буквах;
-
Видео с вопросами детей;
-
Интерактивная доска;
Ход урока:
Элементы урока |
Работа учителя |
Время |
Работа учащихся |
Организационный момент |
Приветствие (для учеников) Раз, два, три, четыре, пять! На урок пришли опять! Мы на нем сейчас узнаем Как читать и как писать! К знаниям стремимся мы Нам науки все важны!
Притча: Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы». — Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.
Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»
|
4 мин |
Дарига Настя Никита Тамирлан Асем Все вместе!
Работа учителя |
Проверка пройден ного материа ла |
Начинаем познавать и открывать двери в науку под названием «Русский язык». Перед вами 1я дверь, открыв ее, мы сможем пройти дальше и узнать больше, чем мы знаем сейчас. Она называется «Отвечай-ка!»
Видео вопросы к классу: записанные учителем среди учащихся школы:
|
10 мин |
Ответы учащихся
Ответы учеников:
Работа учащихся: устные ответы
|
Объясне ние новой темы |
Вход в тему: Молодцы, ребята! Вы с успехом прошли первую дверь, показали свои знания. А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить. «Отгадай-ка!» Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы. А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я 30 31 32 33
9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.
1,13,22,1,3,10,20. (Звуки и буквы. Алфавит)
ПРАВИЛЬНО! А теперь переходим к следующей двери, она называется: «Узнавай-ка!» Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. 1 раздел – это ФОНЕТИКА. ( в переводе с греческого означает «звук»). Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим. С помощью звука можно одно слово превратить в другое. Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д..
2 раздел – это ГРАФИКА. ( в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем. В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав. Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь — [к] [о] [н], вода — [в] [а] [д] [а] и т.д. Работа у доски упр 212 (На доске есть по флипчарту) Буквы Е, Ё, Ю, Я — дают 2 звука в следующих случаях:
«Вспоминай-ка!» Что вы знаете про алфавит?
Новое р, л, м, н, — сонорные Й — всегда!!! — согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный Ё – всегда находится под ударением!!!
Сравнительный анализ Сходство и различие трех алфавитов Таблица по флипчарту
|
23 мин |
Ответы учащихся:
Работа учащихся
Работа учащихся
Прослушивание
Работа учащихся |
Закрепление материа ла |
«Закрепляй-ка!»
|
7 мин |
Работа учащихся
|
Домашнее задание |
Оценивание учащихся
|
2 мин |
Подача дневников для оценок |
До свидания. Урок окончен
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Э |
Ю |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
31 |
32 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.
1,13,22,1,3,10,20.
(Звуки и буквы. Алфавит)
З |
В |
У |
К |
И |
|
И |
|
Б |
У |
К |
В |
Ы |
9 |
3 |
21 |
12 |
10 |
|
10 |
|
2 |
21 |
12 |
3 |
29 |
|
А |
Л |
Ф |
А |
|
В |
|
И |
Т |
|
|
|
|
1 |
13 |
22 |
1 |
|
3 |
|
10 |
20 |
|
|
|
Измените смыл слова, заменив один звук другим. Подчеркните буквы, с помощью которых передано смысловое различие слов |
|
Дом — |
Банка — |
Бук — |
Кон — |
Бок — |
Мол — |
Точка — |
Стал — |
Тучка — |
Жар — |
Балка — |
Брат — |
Стойка — |
Кров — |
Зуб — |
|
Записать слова в следующем порядке: |
||
Количество букв и звуков одинаковое Б=З |
Звуков в слове больше, чем букв З Б |
Букв в слове больше, чем звуков Б З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОСТАВИТЬ СЛОВА:
ДО СВИДАНИЯ, ЗВУК, БУКВА, ФОНЕТИКА, ГРАФИКА
Поставить слова в алфавитном порядке:
глобус, волк, дом, август, палата, здание, иголка, мешок, палата, бант.