Человек и общество

Обществознание (включая экономику и право) Филатова Наталья Ивановна

Раздел: Человек и общество

Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Человек – существо биологического вида.

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.

Индивидуальность — специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

Интеллект.

Задатки — природные предпосылки способностей (свойства нервной системы — повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.). Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.

Талант — выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.

Гениальность — высшая степень развития таланта.

Характер— совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.

На него оказывают влияние:

— наследственность

— социальная среда

— самовоспитание

Темперамент — врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.

Темперамент не меняется в течение жизни.

Виды темперамента: ( Гиппократ)

холерик (желтая желчь); флегматик (лимфа); сангвиник (кровь); меланхолик (черная желчь)

Личность-субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

Аномальная (патологическая) личность.

Асоциальная личность.

Три подхода к трактовке личности:

Антропологический (Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.

Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.

Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Факторы, влияющие на формирование личности:

Генетический; индивидуальный опыт человека; социальное окружение; культурная среда

Личность

— имеет активную жизненную позицию

— имеет систему ценностей

— воздействует на развитие других людей.

Этапы становления личности:

адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление; индивидуализация; интеграция.

Типы личности:

социабельная (легко идущая на контакты); эскейпик; нигилист; реакционер; реформатор; революционер.

Черты личности:

устойчивые

а) направленность

— общественная

-эгоистическая

-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)

б) жизненные установки

-когнитивные (знания)

-эмоциональные

-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)

в) убеждения

изменчивые

а) поведение

б) настроение

в) эмоции

г) жизненный опыт

Немаловажный фактор формирования личности – социальная среда. Социальные отношения – это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Агенты социализации.

Смысл жизни — наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.

— здоровье

— самореализация

— материальная обеспеченность

— социальный статус

— личностные отношения

Концепции смысла жизни:

Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

Гедонизм – жизнь – наслаждение

Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.

Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.

Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.

Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.

Фрустация — безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.

Человеческая деятельность.

Деятельность— форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Субъект- тот, кто осуществляет деятельность

Объект – тот, на кого направлена деятельность.

Субъект и объект могут совпадать.

Структура деятельности:

  1. Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.

  2. Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

  3. Действия — конкретные шаги для достижения цели.

Виды действий по Веберу:

1. целерациональные — в основе продуманная цель

2. ценностнорациональные — принципы и убеждения

3. аффективные — эмоциональное состояние

4. традиционные — привычка

Мотив- побуждение к деятельности.

Мотивами деятельности являются:

1.Потребности — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Группы потребностей.

2. Социальные установки — предрасположенность действовать определенным образом (семьянин)

3. Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы

4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.

Общение.

Общение — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Общение как способ передачи информации.

Коммуникация — односторонний процесс передачи информации ( телеграмма)

Виды общения:

по средствам

вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.

невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система ( паузы, темп речи, эмоции).

Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок

Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск

Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

Косвенное – через посредников

По субъектам: между реальными партнерами: между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки); между реальным и воображаемым партнером (человек-внутренний голос); между воображаемыми партнерами (герои книг)

Участники общения:

доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать)

недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)

1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)

2. ригидный (основателен, вдумчив)

Формы общения: служебное (деловое); повседневное (бытовое); убеждающее; ритуальное (этикет); межкультурное; развлекательное (досуговое).

Роль общения в жизни общества:

дает знания об окружающем мире, передача знаний

усвоение социальных норм, способ взаимодействия

помогает развитию понимания оценка других людей

развитие личности, самооценка

Проблема познаваемости мира. Понятие, виды познания.

Познание:

— процесс изучения различных сторон объективной реальности;

— процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, обусловленное общественно исторической практикой;

— часть духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных формах.

Истина – процесс верного, правильного отражения действительности в сознании человека. Путь к истине труден, сложен, противоречив.

Признаки истины:

Объективность; выражена в понятиях, законах, теориях; непротиворечивость; постижение в процессе, а не одномоментно; простота; красота; самокритичность; конкретность, а не абстрактность.

Критерии истины.

Универсального критерия не существует. Не все поддается оценке с точки зрения истинности и логичности. Существуют альтернативные трактовки, критериями служат:

  • практика

  • логика

  • ясность

  • отчетливость

  • хороший вкус

  • общая значимость

  • красота

Истина имеет свойство:

  • абсолютности

Полное, исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки, к ней стремится познание

  • относительности

Конечные, этапные, ограниченные моменты познания. Определенная ступень познания, зависящая от возможности времени. Выражает изменчивость знания, неполноту, условность, приблизительность, незавершенность

Кроме того, истина обладает свойством объективности и конкретности, она отражает реальное положение вещей, мир как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина по форме субъективна.

Абсолютная и относительная истина – не сорта, а аспекты истины, их разница в полноте и точности, это не свойство объекта, а характеристика знаний о нем.

Заблуждение – знание, несоответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизации результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждение – необходимый момент, возможная форма познания, постоянный спутник истины. Источник заблуждения – ограниченность, ущербность практики и познания.

ложь – преднамеренное искажение истины в конкретных целях

ошибка – результат неправильных действий

В отличие от них, заблуждение – это характеристика знания. Заблуждения либо преодолеваются, либо превращаются в истинные знания.

Выделяют следующие виды познания: индивидуальное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Чувственное и рациональное познание.

Познание имеет два уровня (две стороны):

1. чувственное познание (или сенситивное) (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);

2. рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

8

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: