Обществознание (включая экономику и право) Филатова Наталья Ивановна
Раздел: Человек и общество
Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Человек – существо биологического вида.
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
Индивидуальность — специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект.
Задатки — природные предпосылки способностей (свойства нервной системы — повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.). Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант — выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность — высшая степень развития таланта.
Характер— совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На него оказывают влияние:
— наследственность
— социальная среда
— самовоспитание
Темперамент — врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: ( Гиппократ)
холерик (желтая желчь); флегматик (лимфа); сангвиник (кровь); меланхолик (черная желчь)
Личность-субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Аномальная (патологическая) личность.
Асоциальная личность.
Три подхода к трактовке личности:
Антропологический (Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.
Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Факторы, влияющие на формирование личности:
Генетический; индивидуальный опыт человека; социальное окружение; культурная среда
Личность
— имеет активную жизненную позицию
— имеет систему ценностей
— воздействует на развитие других людей.
Этапы становления личности:
адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление; индивидуализация; интеграция.
Типы личности:
социабельная (легко идущая на контакты); эскейпик; нигилист; реакционер; реформатор; революционер.
Черты личности:
устойчивые
а) направленность
— общественная
-эгоистическая
-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)
б) жизненные установки
-когнитивные (знания)
-эмоциональные
-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)
в) убеждения
изменчивые
а) поведение
б) настроение
в) эмоции
г) жизненный опыт
Немаловажный фактор формирования личности – социальная среда. Социальные отношения – это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Агенты социализации.
Смысл жизни — наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.
— здоровье
— самореализация
— материальная обеспеченность
— социальный статус
— личностные отношения
Концепции смысла жизни:
Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
Гедонизм – жизнь – наслаждение
Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Фрустация — безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.
Человеческая деятельность.
Деятельность— форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект- тот, кто осуществляет деятельность
Объект – тот, на кого направлена деятельность.
Субъект и объект могут совпадать.
Структура деятельности:
-
Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.
-
Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
-
Действия — конкретные шаги для достижения цели.
Виды действий по Веберу:
1. целерациональные — в основе продуманная цель
2. ценностнорациональные — принципы и убеждения
3. аффективные — эмоциональное состояние
4. традиционные — привычка
Мотив- побуждение к деятельности.
Мотивами деятельности являются:
1.Потребности — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Группы потребностей.
2. Социальные установки — предрасположенность действовать определенным образом (семьянин)
3. Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы
4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.
Общение.
Общение — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общение как способ передачи информации.
Коммуникация — односторонний процесс передачи информации ( телеграмма)
Виды общения:
по средствам
вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.
невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система ( паузы, темп речи, эмоции).
Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок
Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск
Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное – через посредников
По субъектам: между реальными партнерами: между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки); между реальным и воображаемым партнером (человек-внутренний голос); между воображаемыми партнерами (герои книг)
Участники общения:
доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать)
недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)
1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)
2. ригидный (основателен, вдумчив)
Формы общения: служебное (деловое); повседневное (бытовое); убеждающее; ритуальное (этикет); межкультурное; развлекательное (досуговое).
Роль общения в жизни общества:
дает знания об окружающем мире, передача знаний
усвоение социальных норм, способ взаимодействия
помогает развитию понимания оценка других людей
развитие личности, самооценка
Проблема познаваемости мира. Понятие, виды познания.
Познание:
— процесс изучения различных сторон объективной реальности;
— процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, обусловленное общественно исторической практикой;
— часть духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных формах.
Истина – процесс верного, правильного отражения действительности в сознании человека. Путь к истине труден, сложен, противоречив.
Признаки истины:
Объективность; выражена в понятиях, законах, теориях; непротиворечивость; постижение в процессе, а не одномоментно; простота; красота; самокритичность; конкретность, а не абстрактность.
Критерии истины.
Универсального критерия не существует. Не все поддается оценке с точки зрения истинности и логичности. Существуют альтернативные трактовки, критериями служат:
-
практика
-
логика
-
ясность
-
отчетливость
-
хороший вкус
-
общая значимость
-
красота
Истина имеет свойство:
-
абсолютности
Полное, исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки, к ней стремится познание
-
относительности
Конечные, этапные, ограниченные моменты познания. Определенная ступень познания, зависящая от возможности времени. Выражает изменчивость знания, неполноту, условность, приблизительность, незавершенность
Кроме того, истина обладает свойством объективности и конкретности, она отражает реальное положение вещей, мир как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина по форме субъективна.
Абсолютная и относительная истина – не сорта, а аспекты истины, их разница в полноте и точности, это не свойство объекта, а характеристика знаний о нем.
Заблуждение – знание, несоответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизации результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждение – необходимый момент, возможная форма познания, постоянный спутник истины. Источник заблуждения – ограниченность, ущербность практики и познания.
ложь – преднамеренное искажение истины в конкретных целях
ошибка – результат неправильных действий
В отличие от них, заблуждение – это характеристика знания. Заблуждения либо преодолеваются, либо превращаются в истинные знания.
Выделяют следующие виды познания: индивидуальное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Чувственное и рациональное познание.
Познание имеет два уровня (две стороны):
1. чувственное познание (или сенситивное) (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);
2. рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
8