Дифференциация З-С в словах и фразах.

Тема занятия: Дифференциация звуков [З] — [С] в словах и фразах.

Цель: формирование представления у детей о сходстве и различии звуков [з] и [с] в речи.

Задачи.

Коррекционная: устранение и предупреждение ошибок на письме и в речи, при написании звуков в словах и фразах.

Развивающая: развивать у детей фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

Образовательная: работать над умением различать звук в словах, предложениях , фразах; учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.

Воспитательная: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, навык сотрудничества.

УУД (метапредметные):

регулятивные: учатся осуществлять контроль за своей деятельностью; учатся принимать и сохранять учебную задачу; осознают важность приобретения знаний; оценивают процесс и результаты;

познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, структуру знания; формируется умение воспроизводить текст; формируется умение извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;

коммуникативные: формируется умение полно и грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы речевого общения, выступать перед сверстниками;

Оборудование: Карточки с заданиями, ручки , тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет:

Какое время года было перед летом? А какое перед весной? Какие свистящие звуки есть в этих словах?

2. Этап постановки звука.

Артикуляционная разминка.

Выполнение упражнений: часики, качели, чистим зубки, вкусное варенье, лошадка, лопатка, иголочка, грибок.

Постановка звука.

— Выполним первое упражнение «накажем непослушный язычок», рот при этом открыт язык расположен в форме лопатки, а теперь при открывании и закрывании рта произносим слог ПА (ПА-ПА-ПА).

— Теперь выполним упражнение «барабанчик», зубки сжаты, рот приоткрыт и произносим в быстром темпе звук [д] (д-д-д-д-д-д).

— сделаем упражнение «змейка», ротик открыт и кончиком языка проводим от верхней губы по небу. И так повторяем несколько раз.

— Язычок у нас широкий, его кончик поднят к альвеолам. А теперь наберем воздух в ротик и произнесем звук [р].

3. Введение в тему.

Найдите среди картинок «лишние». Почему?

Часы, холодильник, мороз, коза, матрешки, заяц, светофор, нос.

— Какие из картинок мы уберем? (холодильник и матрешку)

— Почему? (потому что в этих словах нет звуков [с] и [з]).

— Давайте посмотрим в каких позициях вэтих словах стоит звук [с]? А в каких звук [з]? (разобрать каждое слово).

4. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

— Произнесем звук [с] чисто и правильно.

Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Губы – «улыбаются».

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают). Бывает мягким и твердым.

— Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме? (надломленный бублик, три).

5. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

6. Динамическая пауза.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.

Проводится игра «Наоборот»

Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].

Трусливый – смелый

Добрый – злой

Горькое – сладкое

Открытый – закрытый

Пасмурный – солнечный

Глухой – звонкий

Неизвестный – знаменитый

Сильный – слабый

Соль – сахар

Мокрый – сухой

7. Дифференциация звуков в словах.

Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.

Лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.

Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.

У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.(заяц)

Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.(лиса)

Животное, в названии которого есть гласный звук [у].(зубр)

Огромное животное, которое панически боится мышей.(слон)

8. Дифференциация звуков во фразовой речи.

– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.

– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.

– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.

– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)

– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)

– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)

– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)

– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)

– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)

– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)

– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)

– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)

– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)

– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)

– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.

– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)

– Зачем им эти предметы?

– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине.

9. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Чем различаются?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?

10. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.

– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?

– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Артикуляционная гимнастика

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этапа введения в тему

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дифференциация звуков во фразовой речи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: