Формирование коммуникативной и информационной компетенции на уроках русского языка

Темиржанова Майдаш Каиржановна

КГУ «Средняя школа № 7 города Аксу»

Формирование коммуникативной и информационной компетенции на уроках русского языка

Современный век — век современных технологий, развитие науки и техники диктует свои требования и правила развития. На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся на уроках казахского языка, то есть овладение казахским языком как средством общения.

Достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражают понятие «коммуникативная компетентность».       

Можно отметить следующий компонентный состав коммуникативной компетенции:

Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая и речь,ролевая игра,обсуждение речь, ролевая игра, обсуждение), аудировании (конспектирование, краткое изложение содержание текста, развитие языковой догадки), чтении (просмотровое, поисковое, ознакомительное, формулирование собственного мнения, понимание главной мысли текста) и письменной речи (заполнение бланков, составление описаний, дополнение недостающей информации).

Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией.

Социокультурная компетенция — владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру.

  Компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

Данный вид компетенции развивается такими средствами как: а) учебник;

б) интернет;

Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологийУчащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины.

 Целью речевой компетенции является обучение пользованию языком, а не сообщение знаний о нём. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.

Для достижения поставленной цели при обучении английскому языку в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения т.е. тех материальных пособий, что оказывают помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения:

 учебник, который является основным средством обучения и содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности;

  книга для чтения, которая находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на казахском языке. Чтение дополнительных текстов на различную тематику, кроме всего прочего, дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели,

  учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия могут полностью или частично разрабатываться преподавателями самих учебных заведений;

  аудио и видеозаписи при обучению казахскому языку играют очень важную роль. Они дают возможность детям слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух;

  компьютерные программы и интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности учеников, а также для возможности самостоятельного или дистанционного обучения. Эти программы особенно эффективны для развития навыков письменной коммуникации.

 Безусловно, только взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции при обучении обеспечит развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности в процессе овладения школьниками языковыми, лингвострановедческими и социокультурными знаниями и навыками.

При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Необходимо также коллективное взаимодействие, т.е.при котором ученики активно общаются друг с другом во время учебного процесса, и успех одного зависит от успеха других.

 В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но и в области современных технологий. Большинство предложений требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при подготовке учащихся учитывать то, что современные информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер и интерактивная доска.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектив-ным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возмож-ность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивной доски существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки высококвалифицированного специалиста.

Например, во время подготовки урока по теме «Национальные инструменты» учащиеся кропотливо собирают материал по теме, подбирают тексты, переводят их на казахский язык и выступают с презентациями перед учителями и учениками других классов. Во время таких выступлений отрабатываются дикция, правильное произношение казахских звуков, умение выступать перед аудиторией.

Компьютер и интерактивная доска как средство обучения в силу своей универсальности помогают решить задачу развития личности ученика:

— увеличивается скорость овладения учебным материалом;

— наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

— становится более качественным по операционный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

— в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения (за счет возможности по-этапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);

— осуществление самоконтроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

— высвобождение учебного времени;

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером и интерактивной доской должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностей школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с интерактивной доской может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по владению казахским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Развитие коммуникативной и информационной компетенции в процессе обучения является одним из ключевых направлений обновления средней школы. Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.   Необходимо отметить, что основной стратегией обучение казахским языком является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения.

      Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики. Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  • Концепция 12 летнего среднего образования РК, проект , Астана 2010 г.

  • Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 496 с.

  • Ахметжанова Ф.Р. моделирование коммуникативных ситуаций при обучении казахскому языку как второму // Учебное пособие. Усть-Каменогорск, 1999.

  • Народное образование 2001г. №3 стр 29 – 34

  • Педагогический альманах 2009 г. №6 стр 12 – 14

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: