Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. 

Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

а) Формирование фонематического восприятия;

б)  формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка.

Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения — из слов, слова — из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он является частью физического слуха.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем. Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки. Фонематический синтез — это умение соединять отдельные звуки в целом. Фонематические представления — способность оперировать результатами фонематического анализа.

Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладеют грамотным чтением и письмом.

В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:

Развитие неречевого слуха;

Развитие речевого слуха; уровень гласных; уровень слогов;

уровень слова;

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализ

и синтеза включает в себя следующее:

  • Формирование понятия о звуке и букве, гласных и согласных звуках, умения подбирать слова на заданный звук.

  • Развитие умения определять место звука в слове, делить слова на слоги.

  • Формирование представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.

  • Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Обучение элементам грамоты

  • Ознакомление с буквами. Формирование умения осознано читать слоги, слова с этими буквами.

  • Выкладывание букв из подручного материала.

  • Различение букв с недостающими элементами.

  • Формирование умения печатать буквы, слоги, слова с пройденными буквами.

Структура занятия по формированию фонетических средств языка.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему, сообщение темы занятия.

3. Основная часть.

4. Динамическая пауза.

5. Заключительная часть.

6. Итог занятия.

1. Организационный момент (1-2 минуты).

Цель: включить детей в работу, создание положительного настроя и пробуждение интереса к занятию, коррекция психофизических функций, актуализация ранее полученных знаний.

Проводится в разных вариантах, может включать в себя психогимнастику, упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, словарного запаса.

2. Введение в тему, сообщение темы занятия (2-3 минуты)

Цель: Определение темы занятия, видов деятельности.

Перед детьми обычно выставляются игрушки или изображения персонажей – участников занятий, используются загадки или игры –угадайки. Дети знакомятся с ними, называют персонажей, выделяют изучаемый звук и предпочтительно самостоятельно определяют тему занятия.

3. Основная часть (10-12 минут) состоит из этапов.

I этап: Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Уточняется артикуляция – положение губ, языка, зубов при произнесении данного звука.

Уточняются акустические признаки звука: гласный- согласный; твердый- мягкий; звонкий – глухой.

Определяется место звука в в звуко- буквенном городе (В синем , красном или зеленом замке будет жить)

II этап: Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

Проводится в виде игры "Поймай звук". Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов. Дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук ("ловят звук").

На начальном этапе дети видят артикуляцию педагога, а в дальнейшем играют без зрительной опоры.

III этап: Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей данного этапа является развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия, просодических компонентов речи (ритм, интонация, ударение). Слоговые сочетания могут произносится с персонажем занятия, а также в виде "вопилок", "дразнилок"; индивидуально или хором.

Дидактическая игра "Повтори за мной"; "Цепочка слов" (кот-год-крот): "Какое слово отличается" (будка-будка- буква- будка; винт- бинт- винт- винт)

IV этап: Определение места звука в слове.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительной памяти.

  • Уточнение и расширение словарного запаса.

  • Овладение грамматическими категориями. Навыками словоизменения и словообразования.

  • Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Динамическая пауза (3-4 минуты).

Задачи:

  • Снять усталость и напряжение

  • Внести эмоциональный заряд

  • Совершенствовать общую и мелкую моторику

  • Развивать артикуляцию, дыхание, силу голоса, мимическую мускулатуру

  • Вырабатывать четкую координацию речи и движений

Для динамической паузы используются: физминутки, логоритмика, фонетическая ритмика, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика.

5. Заключительная часть (5-7минут)

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и связной речи.

Дидактические игры: «Чего не стало?»; «Рифмочки-нерифмушки»; «Доскажи словечко»; «Составь предложение»; «Слоговые домики»; «Слоговая пирамида»; «Слоговое домино»; «Слоговые ряды»; «Звуковые линейки»; «Звуковые фишки»; «Звуковая гусеница».

Знакомство с буквой, нахождение её в азбуке. "На что похожа буква?"

Выкладывание буквы из подручного материала, письмо в воздухе.

Чтение слогов, слов с буквой.

Следовательно, одна из важнейших задач логопеда – предупреждение нарушений чтения и письма, решается на занятиях по формированию фонетических средств языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: