Фрагмент урока окружающего мира по теме «Изменение в погоде в осенний период» (технология МДО) Дедуктивное исследование. |
|||||||||||||||||
Дата: 06.12.18 (чт) |
|||||||||||||||||
Время проведения: 10:40-10:55 |
|||||||||||||||||
Класс: 3 класс |
|||||||||||||||||
Цель урока: проанализировать данные Дневника наблюдений, собранные за осенний период; доказать гипотезу : «В осенней погоде происходят изменения» |
|||||||||||||||||
Примечание: данные для заполнения таблиц дети собирают с помощью учителя, пользуясь своими Дневниками наблюдений; диаграммы для урока готовит учитель (за 2016-2018 г) |
|||||||||||||||||
— температура воздуха от месяца к месяцу понижается; — количество облачных и пасмурных дней увеличивается; — осадки в виде дождя сменяются на осадки в виде снега; — направление ветра изменяется, скорость ветров усиливается» Междисциплинарное обобщение 2: «Всё течет, всИзменения происходят всегда и везде. Осенью в погоде происходят изменения».
|
|||||||||||||||||
Оборудование и материалы |
Учитель:
Обобщение2.«Изменения происходят в погоде» «С наступлением осени погода изменяется: — температура воздуха от месяца к месяцу понижается; — количество облачных и пасмурных дней увеличивается; -осадки в виде дождя сменяются на осадки в виде снега; -направление ветра изменяется, скорость ветра увеличивается
ГИПОТЕЗА
Факт 1 Факт 2 Факт 3 Факт 4 Темпер. Облачн. Атм.явл. Ветер
|
Дети:
|
|||||||||||||||
Обзор+ мотивация |
«В осенней погоде тоже происходят изменения»
(найти факты, которые опровергнут, уточнят, дополнят гипотезу)
|
Вывесить гипотезу
Вывесить факты |
|||||||||||||||
Целеполагание |
Какова цель урока? Что необходимо, чтобы начать исследование? (материалы, оборудование, план)
|
Найти факты, подтверждающие, опровергающие или уточняющие гипотезу |
|||||||||||||||
Планирование |
План работы
|
Знакомятся с планом, кратко формулируют шаги работы (работа с таблицей и выводы; работа с диаграммой и выводы; вывод относительно гипотезы) |
|||||||||||||||
Исследование |
Учитель выдаёт: рабочие листы, маркеры каждой паре Учитель включает таймер: -2 мин 30 с- на заполнение рабочего листа с таблицей;
— 2 мин 30 с- на заполнение рабочего листа с диаграммой;
|
Работают в парах
Подают сигнал выполнения первой части задания «Олично»
Подают сигнал выполнения первой части задания «Олично» |
|||||||||||||||
Отчеты пар
|
Пары выходят, размещают рабочие листы под своим фактом; зачитывают свои выводы
|
Все слушают и фиксируют в таблице изменения по каждому факту
|
|||||||||||||||
Связывание информации |
Учитель: посмотрите на пометки в третьем столбике таблицы — Что можете сказать? — Можно ли утверждать, что в осенней погоде за три месяца произошли изменения? — Можно ли сказать , что гипотеза урока полностью доказана? Почему?
|
Напротив всех фактов стоит +; Да
Найдены все 4 факта, подтверждающие гипотезу |
|||||||||||||||
Рефлексия |
Вернуться к 3 пункту плана. Сделать вывод относительно гипотезы |
С наступлением осени в погоде происходят изменения. Гипотеза доказана. |
|||||||||||||||
Мотивация |
Учитель помещает на доску ключ
ПРИЧИНА
|
Дети формулируют вопрос, на который будут искать ответ на следующем уроке
|
Пара |
Факт изменения |
Наличие изменения (+/ -) |
1 |
Температура |
|
2 |
Облачность |
|
3 |
Атмосферные явления |
|
4 |
Ветер |
|
Пара |
Факт изменения |
Наличие изменения (+/ -) |
1 |
Температура |
|
2 |
Облачность |
|
3 |
Атмосферные явления |
|
4 |
Ветер |
|
Пара |
Факт изменения |
Наличие изменения (+/ -) |
1 |
Температура |
|
2 |
Облачность |
|
3 |
Атмосферные явления |
|
4 |
Ветер |
|
Пара |
Факт изменения |
Наличие изменения (+/ -) |
1 |
Температура |
|
2 |
Облачность |
|
3 |
Атмосферные явления |
|
4 |
Ветер |
|
Пара |
Факт изменения |
Наличие изменения (+/ -) |
1 |
Температура |
|
2 |
Облачность |
|
3 |
Атмосферные явления |
|
4 |
Ветер |
|
ПРОДОЛЖИТЕ-ЛЬНОСТЬ ДНЯ |
ТЕМПЕРАТУРА |
ОБЛАЧНОСТЬ |
АТМОСФЕР-НЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
НАПРАВЛЕНИЕ И СИЛА ВЕТРА |
ТЕМПЕРАТУРА.
1
ОСЕНЬ 2018 ГОДА.
СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ |
СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА |
|||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
||
|
|
|
______ ̊ С |
|
Вывод1.Температуравоздухаот месяца к месяцу _____________ ____________________________. |
||||
Вывод 2.Средняя температура осенью 2018 года составила _________ ̊ С.
|
||||
Вывод 3. Осень 2018 года была ______________________ , чем осень 2016 — 2017 гг.
|
||||
Вывод 4. Средняя температура воздуха осенью за последние три года ____________________.
|
ДИАГРАММА
1
ЕКАТЕРИНБУРГ
СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА
ОСЕНЬ 2016- 2018 ГГ.
+ О,2 ̊ С
ЗАДАНИЕ
-
Рассмотрите таблицу. Сравните показатели 1-го, 2-го, 3-го столбиков
Что интересного заметили?
Допишите вывод№ 1 (понижалась / повышалась /не изменилась).
-
Рассмотрите последний столбик таблицы.
Допишите вывод №2 (впишите данные).
3.Рассмотрите Диаграмму средних осенних температур в 2016, 2017,
2018 годах. Что интересного заметили?
Допишите вывод № 3 (теплее / холоднее)
4. Допишите вывод 4 (изменялась: повышалась/ понижалась /
оставалась прежней).
ОБЛАЧНОСТЬ.
2
ОСЕНЬ 2018 ГОДА.
МЕСЯЦ |
ОБЛАЧНОСТЬ |
||
|
ясно |
облачно |
пасмурно |
сентябрь |
_______дн. |
________дн. |
________дн. |
октябрь |
_______дн. |
________дн. |
________дн. |
ноябрь |
_______дн. |
________дн. |
________дн. |
Всего: |
_______дн. |
________дн. |
________дн. |
Вывод 1.С наступлением осени количество ясных дней ______ ________________, а количество облачных и пасмурных дней ___________________________.
|
Вывод 2.Осенью 2018 года преобладали _________________ _________________________ дни. |
Вывод 3. Осенью 2016-2018 гг.____________________ и __________________ дней было больше, чем ________________ дней.
|
Вывод 4. В разные годы соот-ношение ясных,облачных и пас-мурных дней ________________. |
ДИАГРАММА
2
ЕКАТЕРИНБУРГ
ОБЛАЧНОСТЬ. ОСЕНЬ 2016- 2018 ГГ.
ЗАДАНИЕ
-
Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы: Увеличивается ли
количество ясных дней к концу осени?
Допишите вывод№ 1 (уменьшается/ увеличивается).
-
Рассмотрите последнюю строку таблиц «Всего». Допишите
вывод № 2 (ясные / пасмурные, облачные дни).
-
Рассмотрите диаграмму облачности осенью 2016, 2017, 2018 годов.
Ответьте на вопрос: Каких дней было больше осенью 2016-2018гг?
Допишите вывод № 3 (ясных/ облачных/ пасмурых/ облачных и пасмурных)
-
Рассмотрите диаграмму облачности осенью 2016, 2017, 2018 годов.
Ответьте на вопрос: Одинаковым ли было количество ясных,
облачных и пасмурных дней за последние три года?
Допишите вывод № 4 (разное, одинаковое).
АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
3
ОСЕНЬ 2018 ГОДА.
МЕСЯЦ |
ОСАДКИ |
|
Осадки в виде |
Осадки в виде * * |
|
сентябрь |
_______ дн. |
________дн. |
октябрь |
_______дн. |
________дн. |
ноябрь |
_______дн. |
________дн. |
Всего: |
_______дн. |
________дн. |
Вывод 1.В начале осени осадки выпадали в виде ____________, а позже — в виде _____________.
|
Вывод 2.Осенью 2018 года преобладали осадки в виде ________________________.
|
Вывод 3. Осенью 2018 года дней с осадками в виде дож-дя было _______________, чем осенью 2016 -2017 гг.; дней со снегом было ________________, чем осенью 2016 года, но ________________, чем осенью 2017 г. |
Вывод 4. Каждую осень на смену осадкам в виде ________ приходят осадки в виде ______________.
|
ДИАГРАММА
3
ЕКАТЕРИНБУРГ
АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ОСЕНЬ 2016- 2018 ГГ.
ЗАДАНИЕ
-
Рассмотрите строчки таблицы «сентябрь» и «ноябрь».Ответьте навопрос: Каких осадков было больше в начале осени, а каких- к концу осени?
Допишите вывод № 1 (снега, дождя, града).
-
Рассмотрите строчку таблицы «Всего». Ответьте на вопрос:
Какие осадки преобладали осенью 2018 г.?
Допишите вывод № 2 (снега, града, дождя).
-
Рассмотрите диаграмму «Атмосферные явления» осенью 2016,
2017, 2018 годов.
Сравните количество дней с осадками в виде дождя и в виде
снега за три последние три года в осенний период.
Допишите вывод №3 (больше, меньше, одинаковое).
4. Ответьте на вопрос. Как изменяется вид осадков в течение осени?
Допишите вывод № 4 (дождя, снега, града).
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА.
4
ОСЕНЬ 2018 ГОДА.
МЕСЯЦ |
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА |
|||||||
С |
С-В |
С-З |
Ю |
Ю-В |
Ю -З |
В |
З |
|
сентябрь (частота) |
7,5% Сл. |
4 % Сл. |
12,4 % Сл. |
15,4% Сл. |
10% Сл. |
12,9% Сл. |
10% Сл. |
27,9% Сильн.-1день |
октябрь (частота) |
1,7% Сл. |
1,7% Сл. |
11,8 % Сл. |
18,5% Сл. |
7, 6% Сл. |
16, 4% Сл. |
1,7% Сл. |
40,8% Сл. |
ноябрь (частота) |
8,7% Сл. |
1,9% Сл. |
4,3% Сл. |
10,1% Сл. |
3,4% Сл. |
30,8% Сл. |
2,9% Сл. |
38% Сл. |
Всего: |
17,9% |
7,6% |
28,5% |
44% |
21% |
60,1% |
14,6% |
106,7% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод 1.Осенью 2018 года дули ветры ________________________ направлений.
|
Вывод 2.Осенью 2018 года преобладали __________________ ____________________________________________________ветры .
|
Вывод 3. За последние три года направление преобладающего ветра ___________________
|
ДИАГРАММА
4
ЕКАТЕРИНБУРГ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА. ОСЕНЬ 2016- 2018 ГОДЫ
ЗАДАНИЕ
-
Рассмотрите данные таблицы. Дайте ответ на вопрос: ветры
каких направлений дули осенью 2018 года?
Допишите вывод № 1(разных /одного направления).
-
Рассмотрите последнюю строку таблицы «Всего». Ответьте
на вопрос: Какие ветры преобладали осенью 2018 года? Допишите
вывод № 2 (три преобладающих направления)
-
Рассмотрите диаграмму«Атмосферные явления»осенью 2016,
2017, 2018 годов.
Ответьте на вопросы:
А) Какие направленияветров преобладали в осенний период за
последние три года?
Б) Изменялось ли направление преобладающего ветра на
протяжении последних трех лет?
Допишите вывод № 3 (изменялось / оставалось прежним).
Ф-1.Температура |
Ф-2. Облачность |
Ф-4. Ветер (направление) Ф-3. Атмосферные явления (осадки) |
ВСЁ ТЕЧЁТ,
ВСЁ
ИЗМЕНЯЕТСЯ
Гераклит Эфесский,
древнегреческий философ
В ОСЕННЕЙ ПОГОДЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ