Конспект урока на тему «Единицы измерения информации»

Класс 5

Дата

Урок №3

Тема урока

Единицы измерения информации.

Цель

Знакомить учащихся с единицами измерения информации

Ожидаемые результаты

Ученики знают понятие количества информации, единицы измерения информации

Умеют определять скорость передачи информации.

Демонстрируют умения работы в группе, самостоятельно работать, слушать, аргументировать свое мнение

Тип урока

Комбинированный, с элементами практикума.

Необходимые материалы

Компьютер, презентация, тестовые задания, стикеры, маркеры, флипчарты.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Мотивация

Тренинг «Числа в пару».

Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда на одной руке, иногда – на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Сесть вы можете только после того, как я опущу руку (руки).

Что помогало нам справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?

Ученики выполняют упражнение

Основная часть

Тестовая проверка по теме: «Информатика, ее содержание, виды и свойства»

1. Наибольшее количество информации человек получает при помощи:

А. Осязания и зрения В.Обоняния и слуха С. Слуха и зрения D. Зрения и вкуса

2. Вы описали в электронном письме свои впечатления о просмотренном фильме. Эта информация будет:

А. Слуховой В. Осязательной С. Зрительной D. Письменной

3. Информация, представленная в этом учебнике по информатике, является в основном:

А. Текстовой и графической В. Графической и слуховой

С. Электромагнитной и зрительной D. Цифровой и музыкальной

4. Какой носитель люди не используют для хранения информации?

А. Бумагу В. Диск С. Камень D. Воду

5. Какой носитель древние люди использовали для хранения информации?

А. Танцы В. Рисунки С. Жесты D. Звуки

6. Звуковую информацию передают через:

А. Книгу В. Радио С. Журнал D. Плакат

Ключи к тесту:

1.С

2.С

3.А

4.D

5.B

6.B

Ребята выполняют тестовые задания

Физминутка

Физминутка для глаз

«Зрительная гимнастика”
(Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога) 
А сейчас, а сейчас 
Всем гимнастика для глаз. 
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем. 
Снова крепко закрываем 
И опять их открываем. 
Смело можем показать, 
Как умеем мы моргать. 
Головою не верти, 
Влево посмотри, 
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо — 
Упражнение на славу. 
Глазки вверх, глазки вниз, 
Поработай, не ленись! 
И по кругу посмотрите. 
Прямо, ровно посидите. 
Посидите ровно, прямо, 
А глаза закрой руками.

Ученики делают зарядку для глаз

Усвоение

Приветствует учащихся, создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников на учебную деятельность проводит деление на группы с помощью стратегии «Соломинка».

Сегодня мы с вами будем изучать новую тему урока, но для начала еще раз вспомним «Правила работы в группах».

Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему урока, нужно мне немного помочь. У меня перепутались все буквы нашей темы. Ребята помогите мне собрать из букв слова.

Раздает ученикам буквы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Единицы измерения информации». Следовательно сегодня мы с вами будем изучать в каких единицах измеряется информация, которая хранится в компьютере.

Для хранения и передачи информации человеку необходимо ее зафиксировать.

Например, для записи текста человек использует буквы, для записи музыка – ноты, для записи чисел – цифры.

Расстояние принято измерять в сантиметрах, метрах, километрах и т.д., вес – в граммах, килограммах и т.д.

А как измерить информацию?

Мы знаем что компьютер – электронная машина. Она воспринимает только электрические сигналы. Поэтому информацию в компьютере можно представить только в виде электрических сигналов. Для того чтобы записать информацию в компьютер, каждый знак (будь –то буква, цифра, звук или видео) в компьютере должен быть переведен на язык сигналов. Отсутствие сигнала принято обозначать 0, наличие – 1.

Эти нули и единички называются битом.

Бит может принимать только одно значение 0 или 1. Бит является наименьшей единицей измерения информации. Следующая единица измерения называется байт. Информацию считают в байтах, где 1 байт = 8 битам.

Обычно при помощи 1 байта кодируется один символ. Символом является любой знак: буква, цифра, знак препинания или пробел. Рассмотрим пример:

Учащиеся тоже производят запись в тетрадь.

Учитель: Теперь вы знаете как подсчитать количество информации в тексте. Предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание №1.

Запишите в тетрадях своё имя и вычислите его информационный объём.

Учитель: Попробуйте самостоятельно подсчитать информационный объем своего имени. Каждый из вас должен записать своё имя в тетради и посчитать.

Ученики:

Оценивание данного задания – Смайлики (Приложение 1). (учитель раздает стикеры, ученики рисуют смайлики).

Учитель: Итак, мы узнали, что единица измерения информации – это байт. В жизни приходиться работать с большими объемами информации. Поэтому существуют более крупные единицы измерения информации:

1 Килобайт (Кб) = 1024 байта

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб

1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб

1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб

1 Петабайт (Пб) = 1024 Гб

Информационный объем сообщения – количество информации в сообщении, измерении в битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах и т.д.

Например, в 100 Мб можно «уместить»:

50000 – страниц текста, 150 – цветных слайдов,

10 минут- музыкального фрагмента, 15 секунд – фильма.

Давайте мы с вами попробуем рассчитать информационный объем страницы учебника. Например, пусть на странице учебника помещается 50 строк, в каждой строке 60 знаков. Рисунков в книге нет. Значит, страница учебника будет иметь следующий информационный объем 60*50=3000 байт. Если в учебнике 250 страниц, то его объем равен 3000+250 = 750000 байт. Чтобы узнать поместиться ли наша книга на диск размером 700Мб, нужно 750000/1024=733Кб.

733/1024= 0,716Мб.

0,716Мб

Следовательно, информационный объем нашей книги помещается на диск объемом 700Мб.

Практическая работа в парах. 
Набор текста в программе WordPad «Единицы измерения информации». Размер шрифта – 14 (TimesNewRoman). 

подходят к учителю вытягивают соломинку понравившегося цвета. После формируются группы по размеру соломинок. Учащиеся занимают свои рабочие места.

Правила работы в группах. Кумулятивная беседа.

Собирают из букв слова. Затем группы диктуют учителю каждый свое слово, учитель записывает их на доске. После из слов нужно сложить предложение.

Записывают каждый своё имя и считают его информационный объем. Затем выборочно сообщают сколько байт или бит содержит имя.

Рефлексия

Проводится рефлексия (обратная связь).

ДЗ

1. §____.

2. Узнать информационный объем слова «Информатика»

Записывают свое мнение об уроке на стикерах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: