Конспект урока на тему «Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков М-Н».

Логопедическое занятие в 4 классе «Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н»».

Учитель – логопед Исупова Марина Васильевна

Тема: Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков «М-Н».

Цель занятия:

Закреплять умения дифференцировать оптически сходных согласных «М-Н» на письме и на слух в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

— Учить различать отически схожие буквы «М-Н» на письме.

— Профилактика буквенных замен.

— Пополнять словарный запас у учащихся.

— Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй речи.

— Закрепить умение правильно составлять деформированные предложения.

Коррекционно – развивающие:

— Развивать мелкую моторику, мышление, фонематический слух и зрительное восприятие, диалогическую речь.

Коррекционно – воспитательные:

— Развивать коммуникативные навыки учащихся, воспитывать умение внимательно слушать товарищей, следить за правильной речью обучающихся, воспитывать стремление к получению новых знаний, навыков, положительных результатов, аккуратность.

Оборудование: слоговые таблицы, индивидуальные карточки с заданиями,

предметные картинки, зашифрованные слова, карандаши (палочки), буквы

«м – н», выполненные по трафарету из картона.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!
— Прежде чем начать наше занятие, проведем артикуляционную гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка о веселом язычке.

Ротик — домиком, губы – дверкой. А кто в домике живет?

В домике, живет Весёлый Язычок.

Приоткрыл ротик окно, а на улице темно.

Язычок наш потянулся, широко улыбнулся, (упражнений «Улыбочка»).

А потом пошёл гулять, на крылечке загорать (упражнений «Лопаточка»).

На крылечке полежал, на качели побежал (упражнений «Качели»).

Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор (упражнений «Заборчик»).

Быстро взялся он за дело, и работ закипела.

Гвозди, молоток и клещи — нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «ТУК-ТУК!» Языку он лучший друг (упражнений «Автомат».)

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнений «Маляр»).

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

— Я с лошадкой погуляю (упражнений « Лошадка»).

-На гармошке ей сыграю (упражнений «Гармошка).

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик (упражнений «Футбол»).

Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой (упражнений «Горка»).

Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк (упражнений «Лопаточка»).

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята к нам в гости пришёл сказочный герой. На доску вывешивается картинка. Ребята должны угадать кто это?

Логопед читает стишок:

А в нашей кладовке
Кто — то живет.
Весь год она сыр
Из кладовки крадет.

(Мышка).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт мышка?

Учащиеся: (в норке).

Логопед: Скажите, пожалуйста, как мы назовём нашего сказочного героя?

Учащиеся: Мышка-Норушка.

Логопед: Правильно. Она к нам на занятие пришла с корзинкой заданий. Давайте ребята попробуем вместе с ней решить все задания.

Учащиеся: хорошо.

Логопед: Какие первые звуки в слове мышка-Норушка.

Учащиеся: В слове мышка – «м», а в слове Норушка «н».

Логопед: Ребята давайте произнесем звук «М»

Артикуляция звука:

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу.

А теперь дадим характеристика звука «М»

Согласный (есть преграда – губы), твердый, мягкий, звонкий.

При произнесении звука [н]:

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика звука «Н»

звук [Н] — согласный, твердый и мягкий, звонкий.

Логопед: Ребята, как вы думаете на что наши буквы похожи?

Учащиеся: называют…

Знакомство с буквой.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».

Если палочки мы поменяем получаем буква «Н».

Конструирование букв м – н из карандашей (палочек).

Логопед: Сколько элементов в букве «м» и «н»?

Запись на доске: м – 4 элемента.

Запись на доске: н – 3 элемента

Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?

Учащиеся: «М-Н».

Логопед: Мышка-Норушка, зашифровала наши буквы. Давайте их расшифруем.

— Сколько элементов в букве м? (4).

— А сколько элементов в букве н? (3).

Логопед: Давайте откроем тетради и приготовимся к письму.

Принятие правильной позы для письма:

Я тетрадочку открою

И в наклон скорее положу

Ручку в руки правильно возьму я.

Сяду прямо и красиво

За работу я примусь.

Логопед: Я называю цифры 4 или 3, а вы записываете буквы м или н в тетрадь:

4 3 3 4 4 3 4 3 3 4 4 4 3 4 3 4

Логопед: проверяем задание.

Логопед: Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох.

Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)

Взвился вверх и полетел.

Логопед: хорошо, молодцы.

Логопед: Ощупывание букв м – н, выполненных по трафарету из картона.

— Закройте глаза. Я дам вам трафареты букв, а вы на ощупь определите, что это – м или н?

Учащиеся: выполняют.

Дифференциация букв «м-н» в слогах.

Логопед: На доске мышка – Норушка приготовила нам задание. Давайте прочитаем (чтение слоговых-таблиц).

Логопед: Хорошо, что мы сейчас делали? Учились различать буквы «м-н» в слогах. Для чего мы это делали? (чтобы не путать буквы «м-н»).

Учащиеся: Слоги.

Логопед: Ещё наша дорогая, мышка очень любит разговаривать. Давайте вместе с ней проговорим чистоговорки с нашими звуками «м-н»:


Му-му-му — я музыку люблю.
Ом-ом-ом – снежный ком.
Мы-мы-мы — мы прошли кусты.
Ми-ми-ми — мишку мы нашли.

Ма-ма-ма — кончилась зима.

На-на-на – посмотрите на меня.

Ан-ан-ан – вот и наш диван.

Не-не-не – шишка на сосне.

Ни-ни-ни – мы пошли одни.

Ин-ин-ин – к нам идёт пингвин.

Но-но-но — мы окрыли окно.

Он-он-он – молока бидон.

Ня-ня-ня –няня моя.

Учащиеся: повторяют за логопедом.

Логопед: Ребята, назовите слоги которые дают мягкость звукам м и н, а какие твердость.

Дифференциация букв «М-Н» на уровне слова.

Логопед: Мышка-Норушка очень спешила к нам на занятие через лес и потеряла буквы в словах что, несла в корзинке. Ребята поможем ей? Учащиеся: Да.

Логопед: Раздает карточки с заданием. Необходимо вставить пропущенную букву «м» или «н».

Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.

Логопед: Дополни слоги до слов, следующее задание нашей хитрой мышки — Норушки.

му — (муха, мука, мусор, музыка)

мы — (мышка, мыло, мысль)

мо – (мост, морковь, море)

ма – (Маша, мармелад, маска, мама)

ми – (миска, мир, мишка, миф, Митя)

но — (ножницы, нож, нос)

ни – (нитки, Нина, низко)

на – (наши, начало, настал)

Учащиеся: проговаривают свои слова.

Работа с предложением

Логопед: Прочитайте предложения и выпишите из них сначала слова с буквой «м», потом с буквой «н»:

Михаил собирает хворост. У Мити новый ножик. Мама убирает на кухне мусор. У слона есть хобот. Никита с Машей встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Наступила весна. На подносе лежит мармелад. Мой друг бежит домой.

Учащиеся: слова с буквой «м» — Михаил, Митя, мама, мусор, Маша, громко, моржи, мармелад, мой, домой.

Слова с буквой «н» — новый, ножик, на кухне, слон, Никита, наступила, весна, на подносе.

Итог занятия.

Цель:

подвести итог проделанной работы на занятии

-Какую цель ставили?

-Достигли цели?

-Какая тема занятие была?

-Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение?

Я умею ………….

Я научился ………

Я хочу научиться …….

Всем спасибо за работу (словесная оценка).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: