Конспект урока по физике в 10 классе на тему
«Сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции»
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цели: — вывести формулу второго закона Ньютона,
-ввести понятие равнодействующей сил и массы тела, как меры инертности,
— выяснить зависимость ускорения от равнодействующей сил и его массы,
-сформулировать закон суперпозиции
Задачи:
1.Предметные: -закрепить знания учащихся по теме «Первый закон Ньютона»;
— выяснить причину появления ускорения;
— ввести формулу второго закона Ньютона;
— формулировать умение применять второй закон Ньютона при решении задач;
— сформулировать закон суперпозиции.
2. Личностные: — стимулировать учащихся к работе на уроке;
— продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»;
— продолжить развивать умение учащихся проводить анализ и оценку своей работы и работы одноклассников;
— продолжить работу по развитию умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты.
Ход урока.
Организационный момент (1мин): Готовность к уроку, Приветствие.
Актуализация знаний(5мин):
Фронтальный опрос
Учитель: Что такое ускорение?
Ученик: быстрота изменения скорости
Учитель: Чему равно ускорение при равномерном прямолинейном движении?
Ученик: ускорение равно отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое произошло это изменение.
Учитель: Единица измерения ускорения?
Ученик: мс2
Учитель: Дайте формулировку первого закона Ньютона?
Ученик: Существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых тело движется прямолинейно и равномерно, если на него не действуют другие тела
Учитель: Приведите примеры инерциальных систем отсчета
Ученик: система отсчета, связанная с Землей и ….
Учитель: Что такое сила?
Ученик: Сила-это мера взаимодействия тел
Учитель: Какие силы рассматриваются в механике?
Ученик: Сила тяжести, сила упругости, сила тяги, сила реакции опоры
Изучение нового материала (15мин)
Учитель: У вас на столах лежат магнит и скрепки. Ответьте на вопрос: в каком состоянии находятся скрепки?
Ученик: В состоянии покоя
Учитель: Почему?
Ученик: Действия всех сил компенсируются, на скрепку не действуют силы
Проведение эксперимента:
Учитель: Поднесите магнит к скрепке и сделайте вывод
Ученик: Скрепка начала двигаться
Учитель: А если она начала двигаться, то что она приобрела?
Ученик: Скорость и ускорение.
Учитель: Проделайте те же действия с другими скрепками. Какой вывод можно сделать после этого?
Ученик: Под действием силы магнита скрепки приобретают ускорение
Учитель: Какой общий вывод можно сделать из проделанного опыта?
Ученик: Причиной ускорения движения тел является действие на них других тел, то есть взаимодействие тел.
Учитель: Получается, что причиной ускорения является сила. А как они связаны?
Ученик: Чем больше сила, тем быстрее ускорение
На доске а F
Учитель: ускорение прямо пропорционально силе. А от чего еще зависит ускорение? Посмотрите на скрепки. Какая из них быстрее прикрепилась к магниту?
Ученик: Та, которая имеет меньшую массу. Получается, что ускорение зависит от массы тела
Учитель: и какова е эта зависимость?
Ученик: обратно пропорционально
На доске а
Учитель: И так, мы подошли к главной цели нашего урока. Это формулировка второго закона Ньютона. Запишем тему урока в тетради «Второй закон Ньютона» Давайте попробуем сформулировать этот закон?
Ученик: Ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально массе этого тела.
На доске а
Учитель: Чему равна сила из этой формулы?
Ученик: F=m*a
Работа в парах, опрос нескольких пар:
Учитель: Обсудите с соседом по парте для чего нам нужно знать второй закон Ньютона
Ученик: движения поршня, работа двигателя, траектория космических кораблей…
Учитель: А если на тело действует несколько сил? Что произойдет с ускорением?
Ученик: Здесь мы уже будем рассматривать сумму всех сил, действующих на это тело
Учитель: Верно. Эту сумму называют геометрической суммой всех сил. А что же такое геометрическая сумма всех сил? Рассмотрим рисунок.( рисунок выведен на слайде, катер по течению, Fр= F2+F1 катер против течения Fр= F2-F1)
Можем ли мы две эти силы заменить одной?
Ученик: да, она называется равнодействующей
Учитель: Записываем в тетради Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько, одновременно приложенных сил к телу, называется равнодействующей и обозначается Fр
Тогда геометрическую сумму сил заменим на равнодействующую и получим формулу На доске а
Таким образом, мы подошли еще к одной цели нашего урока: мы вывели принцип суперпозиции сил. Записываем Если на тело одновременно действуют несколько сил, то ускорение тела будет пропорционально геометрической сумме всех сил, то есть пропорционально равнодействующей этих сил.
Закрепление нового материала(15мин)
Работа индивидуально и на доске
Задачи в учебнике на стр 79 № А1, А2
Подведение итогов урока(5мин)
Учитель: Какие выводы мы можем сделать после этого урока?
Ученик: 1.Ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на него и обратно пропорционально массе этого тела.
2. Если на тело действует одновременно несколько сил, то их действие можно заменить равнодействующей
Домашнее задание. (2мин)
Параграфы 21,22 читать, ответить устно на вопросы, решить А3, А4
Комментарии к уроку(2мин): Выставление оценок за работу на уроке