Конспект урока по ИЗО «Моя любимая сказка».

Конспект занятия внеурочной деятельности по ИЗО.

Педагог: Мицейкене Наталья Алексеевна

Тема урока: «Моя любимая сказка»

Цели и задачи:

  • познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля; дать представление о роли фантазии в искусстве;

  • развивать интерес к народному сказочному творчеству, развивать графические навыки в передаче пропорций предметов, навыки композиционного решения;

  • воспитывать интерес к изобразительному искусству;

Демонстрационный материал:

  • презентация к уроку с иллюстрациями Врубеля, Васнецова; презентация с поэтапным выполнением рисунка (использовала в подготовке презентации сайт Энциклопедия русской живописи. (материалы о русской живописи, картины, биографии художников)

  • аудиозапись со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»; бумага, карандаши,

  • выставка книг;

Раздаточный материал:

  • альбомные листы

  • гуашь,

  • кисти,

  • непроливайка.

  • тряпочка

Деятельность учителя

Ход урока.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

Наш волшебный звездолёт отправляется в полёт.

2. Сообщение темы урока.

— Ребята, отгадайте загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком ?

— Правильно, ребята, это книга. Книга наш верный друг. Очень хорошо, если вы любите дружить с книгой. Посмотрите на эти две книги, какую книгу вам очень сильно захотелось рассмотреть, прочитать? Почему вас заинтересовала эта книга?

— Конечно, вам интересно читать книги с картинками. Для этого специальные художники- иллюстраторы — придумывают изображения к тем или иным книгам. Самые удивительные иллюстрации бывают к сказкам.

— Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли иллюстраторов. Мы создадим иллюстрации к одной очень вам знакомой сказке, но к какой именно вам предстоит угадать попозже.

3. Работа по теме.

— Мы с вами познакомимся с особенностями работы иллюстраторов, рассмотрим картины к сказкам известных художников. Одним из известных художников является Виктор Михайлович Васнецов. (1 слайд) Посмотрите на автопортрет художника. (2 слайд) Может кто-нибудь из вас знает, что такое автопортрет? (художник сам изображает себя). Виктор Михайлович Васнецов создал картины ко многим знаменитым сказкам. Перед вами только некоторые из них.

1.- Обратите внимание на эту картину. (3 слайд) Это одна из самых больших удач художника. Крестьянская девочка Алёнушка сидит, пригорюнившись на белом камне, над тёмным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с её сумраком, тишиной и гладью воды.

— Из какой сказки эта героиня? В какой момент ей нарисовал художник? Почему она такая грустная?

2.- В основе этой картины тоже лежит русская народная сказка. (4 слайд) Кто может ответить какая?

Художник выбрал самый драматический момент: Иван-царевич и Елена прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, но впереди ещё ждут новые испытания. Какое чувство у вас вызывает эта картина ? (тревоги) Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся её фигура выражает покорность судьбе. Иван-царевич, напротив, полон решимости защитить Елену Прекрасную. Обратите внимание на два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами. Серый волк стремительно летит вперёд. Стремительность подчёркивается ощущение встречного ветра.

3.- Как вы думаете, что пред нами за героиня? (5 слайд). (Снегурочка) Снегурочку Виктор Михайлович Васнецов изобразил в парчовой меховой шубке на фоне таинственного заснеженного ночного пейзажа. Снегурочка оказалась одна в лесу. Знакома ли вам эта сказка? Почему Снегурочка такая грустная?

4. К какой сказке относится эта картина? (6 слайд). В какой момент художник запечатлел Царевну Лягушку? Что произошло в сказке? Обратите внимание на задний план картины, что там изображено?

5.- Ещё один известный художник Михаил Александрович Врубель. (7, 8 слайд) Одна из наиболее известных его картин «Царевна-лебедь». (9 слайд) Какую сказку иллюстрировал художник? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) Кто автор этой сказки? Послушайте отрывок из этого произведения и полюбуйтесь картиной. (прослушивается аудиозапись).

«Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает словно пава.»

— Можно немного отдохнуть.

Физкультминутка.

— Про сказочного героя.

Буратино подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик отыскать,

На носочки надо встать.

— Пришло время узнать иллюстрацию, к какой сказке мы будем с вами изображать. Встречайте героев. (выступление детей)

Колобок:

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.

Не попался на зубок, вот какой я колобок.

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок,

Полечу я колобок,

Жаль, что я не голубок.

Лиса:

Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно,

Рано утром по привычке,

На охоту вышла.

Только спрятались куда-то от меня зверюшки.

Ускакали все зайчата, не мелькают ушки.

Колобок-колобок я тебя съем.

Колобок:

Не ешь меня я тебе песенку спою.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.

Не попался на зубок, вот какой я колобок.

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок,

Полечу я колобок,

Жаль, что я не голубок

Лиса:

Сядь ко мне на носок,

Да пропой ещё разок.

— Убегай скорее, Колобок! Догадались ребята, над иллюстрацией к какой сказке мы будем работать? (Колобок)

Работа над рисунком

— Мы с вами посмотрели работы художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. Какие работы художников вам понравились больше всего? Давайте повторим имена этих художников.

— Нам предстоит поработать над иллюстрированием момента, когда колобок убегает из дома бабушки и дедушки.

1. Работа над композицией рисунка.

— Вспомним, что такое композиция?

-Какая композиция будет на ваших рисунках?

Сегодня мы будем выполнять работу в карандаше.

(слайд 10, 11, 12,13)

— Обратите внимание на экран. Перед вами этапы работы в карандаше.

1. Определим расположение предметов и героев.

2. Тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

3. Тонкими линиями прорисовываем детали всех предметов, соизмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери не должны быть выше деревьев. Соблюдаем пропорции предметов.

Практическая работа в карандаше.

Итог урока.

— С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?

— Какие картины мы с вами рассмотрели?

— Как называются художники, которые создают картины к книгам? (иллюстраторы).

— Сегодня на уроке мы выполнили работу нашей с вами иллюстрации в карандаше. Следующий урок мы посвятим работе с красками.

Деятельность учеников

(книга).

(Интереснее читать книгу, в которой много красочных картинок).

(Иван-царевич и Серый волк).

Царевна Лягушка. Это момент превращения Царевны Лягушки.

пруд и лебеди

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

А.С.Пушкин.

Проводят ученики

Выступают дети (в костюмах)

(Колобок)

Это расположение элементов на картинной плоскости, которая позволяет с наибольшей точностью выразить замысел.

(дом, дорогу, по которой катится колобок, пригорок, самого колобка).

Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля

иллюстраторы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: