Тема «Искусство гжели»
Цель: Знакомство учащихся с гжельской росписью.
Задачи:Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»
Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Воспитывать интерес к народным промыслам.
Ход урока:
1Организационный момент. Сообщение темы урока.
2. Формирование новых знаний.
Рассказ о промысле с сопровождением показа слайдов.
Недалеко от Москвы в деревне Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды.
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Ее делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: ее формам, лепным украшениям, нарядной росписи.
Форма сосудов необычна: они имеют цилиндрическое туло и изящные носики горлышко «квасник» и «кумган». Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память.
Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села – гжель.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Посуда гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни.
Рассмотрим современные образы гжели. В ней, по – прежнему, разливается синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.
Вот причудливой декоративной формы масленка Рыба-кит. Основанием ее окружено лепным орнаментом в виде волн. А крышка – словно ожившая сказка, представленная в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Все здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз-цветок, и строгий собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбиков – символических знаков земли. Щедрая фантазия мастерицы преобразила обычный бытовой предмет в яркий художественный образ.
Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И потому он смотрится так празднично, нарядно.
Скульптурные фигурки взаимосвязаны, нарядная роспись с формой керамического сосуда.
Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладутся широкими круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
и в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние —
и мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
Полюбуемся красотой предметов Гжели.
3. Практическая работа учащихся.
Закрепление новых знаний и развитие навыков составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка
Задание учащимся: на подготовленных материалах (из бумаги вырезана форма посуды) выполнить импровизацию по мотивам гжельской росписи.
5.Анализ работ учащихся.
6. Выполнение тестового задания
7. Домашнее задание: Подобрать фотографии, открытки, предметы гжельской росписи.