Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области
Конспект урока
по литературе в 5 классе
«В. А. Жуковский «Спящая царевна»
Подготовила учитель русского языка и литературы Пименова Наталия Александровна
с. Красная Звезда 2015
Цели: 1)работая над содержанием сказки, раскрыть ее главную мысль; 2)ознакомить с понятиями «литературная сказка», «пейзаж» в художественном произведении; 3) обучать выразительному чтению.
Оборудование: портрет В. А. Жуковского, текст сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» с иллюстрациями художника В. Кутлинского.
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Вступительная беседа.
— Ребята, любите ли вы читать сказки?
— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?
— Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .)
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение.
4. Анализ содержания сказки.
— «Спящая красавица» — это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной — Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)
— Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?
— О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?
— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)
— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.
— Почему автор называет рака пророком?
— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
— Исполнилось ли это заклинание? Почему?
Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.
— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
Работа с иллюстрацией.
— Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского. — Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )
— Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.
— А какими представляете их вы?
— Оцените мастерство художника. ( Художнику удалось предельно точно отобразить на полотне содержание сказки.)
Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
Мы смотрим влево, вправо.
Мы смотрим вверх и вниз.
Мы спинку держим прямо
И за урок взялись.
— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?
— Кто же разбудил спящую царевну?
— От кого он узнал о спящей царевне?
— Что поведал ему старик? Прочитайте.
— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?
— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?
— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)
— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?
— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?
— Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.
— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?
— Прочитайте описание портрета царевны.
— Какой же была царевна?
— Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.
— Как заканчивается сказка?
— Что же побеждает в этой сказке?
— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?
— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
-О чем говорится в этих строках?
— Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)
— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.
5. Итог урока.
— Над чем работали сегодня на уроке?
— Что нового узнали ?
— Над чем вас заставила задуматься эта сказка?
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из сказки «Предсказание рака», прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.
Список использованной литературы
Литература .5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008