Дата________ № Занятия______ Класс_______ Группа_________ Тема: Изменение глаголов по числам и времени. Цель: научить ставить глагол во все временные формы, определять число. Планируемые результаты: Предметные: закрепление знаний учащихся о глаголе, как части речи; развивать навык выделения глаголов из потока письменной и устной речи; умение определять у глагола время, число, вид; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость. Метапредметные: развитие мышления, внимания через выполнение упражнения «Третий лишний», развитие зрительного восприятия, пополнение и обогащение словарного запаса; Личностные: воспитывать уважение к товарищу при работе в паре, взаимопомощь и взаимовыручку, умение выслушивать чужое мнение. Оборудование: запись на доске, предметные картинки, карточки с заданиями. Ход занятия: |
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
1.Организационный момент. |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Артикуляционная гимнастика. |
2.Актуализация опорных знаний. |
— Что такое глагол? — На какие вопросы отвечают глаголы? — Что обозначают глаголы? — Какого вида бывают глаголы? — В каком времени можно употреблять глаголы? — В каком числе? |
3. Сообщение темы урока. |
Сегодня мы с вами продолжим тему предыдущего занятия? О чем говорили на прошлом уроке? |
4.Основная часть. |
Задание 1 Впишите недостающие слова, определите их число и время. Прочитайте упражнение и спишите (работа у доски). В поле _______________ (_______________) последний снег. _______________ (_______________) по оврагам ручьи. _______________ (_______________) караваном журавли. Первый подснежник _______________ (_______________) солнцу. Птицы _______________ (_______________) гнезда. Звуки их песен _______________ (_______________) от зари до зари. Задание 2 Поставьте глаголы из скобок в нужную форму и запишите полученные предложения. Укажите число глаголов. Выделите окончания. 1. Утенок убежал, и все остальные утята (убежать) тоже. 2. Плывет по реке большой корабль, и маленькие корабли тоже (плыть) с ними рядом. 3.Летит впереди огромный самолет, а самолеты поменьше (лететь) позади него. -Понаблюдайте, как связаны слова в предложении. Если изменить число имени существительного, изменится ли число глагола, обозначающего действие этого существительного? (да) -Какой сделаем вывод? (число глаголов зависит от имени существительного, действие которого называет глагол) — Обратите внимание на то, как изменились окончания. Работа по карточкам -Прочитайте загадки. Подчеркните глаголы, укажите их число и выделите окончания. Напишите отгадки. На сучках висят (_______) шары, Посинели от жары. (Сливы) ____________ Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носомведет (______), Там заметку кладет (_____). (Карандаш) ______________ Мы ходим (_____) ночью, ходим (_____) днем, Но никуда мы не уйдем (____). (Часы) ___________ Вот иголки и булавки, Вылезают (_____) из-под лавки. На меня они глядят (_____), Молока они хотят (_____). (Еж) ____________ Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками. Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время. Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю) Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем) Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали) Что вы будете делать завтра? ( учиться) Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Правило: Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники. Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше). Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет) Работа по сюжетной картинке Рассмотрите картинке. Что вы видите на первой картинке? Девочка посадила растение. (Что сделали вчера?) Запишем предложение. Показ обозначения на письме времени глагола. (Пр. вр.) Поливает растение. (что делают сейчас?) Н. вр Вырастут помидоры. (Что сделают?) Б. вр |
5. Подведение итогов. |
-Какие признаки глагола мы изучали на уроке? (число и время) -Что вы узнали о числах глагола? (Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, а глаголы во множественном числе-действие нескольких предметов; число глаголов зависит от имени существительного, действие которого называет глагол) |
6. Рефлексия. |
Вам удалось справиться со всеми заданиями? Как справились с заданиями ваши одноклассники? |
В поле _______________ (_______________) последний снег. _______________ (_______________) по оврагам ручьи. _______________ (_______________) караваном журавли. Первый подснежник _______________ (_______________) солнцу. Птицы _______________ (_______________) гнезда. Звуки их песен _______________ (_______________) от зари до зари.
|
В поле _______________ (_______________) последний снег. _______________ (_______________) по оврагам ручьи. _______________ (_______________) караваном журавли. Первый подснежник _______________ (_______________) солнцу. Птицы _______________ (_______________) гнезда. Звуки их песен _______________ (_______________) от зари до зари.
|
В поле _______________ (_______________) последний снег. _______________ (_______________) по оврагам ручьи. _______________ (_______________) караваном журавли. Первый подснежник _______________ (_______________) солнцу. Птицы _______________ (_______________) гнезда. Звуки их песен _______________ (_______________) от зари до зари.
|
В поле _______________ (_______________) последний снег. _______________ (_______________) по оврагам ручьи. _______________ (_______________) караваном журавли. Первый подснежник _______________ (_______________) солнцу. Птицы _______________ (_______________) гнезда. Звуки их песен _______________ (_______________) от зари до зари.
|
На сучках висят (_______) шары, Посинели от жары. ____________ Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носомведет (______), Там заметку кладет (_____). ______________ Мы ходим (_____) ночью, ходим (_____) днем, Но никуда мы не уйдем (____). ___________ Вот иголки и булавки, Вылезают (_____) из-под лавки. На меня они глядят (_____), Молока они хотят (_____). ____________
|
На сучках висят (_______) шары, Посинели от жары. ____________ Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носомведет (______), Там заметку кладет (_____). ______________ Мы ходим (_____) ночью, ходим (_____) днем, Но никуда мы не уйдем (____). ___________ Вот иголки и булавки, Вылезают (_____) из-под лавки. На меня они глядят (_____), Молока они хотят (_____). ____________
|
На сучках висят (_______) шары, Посинели от жары. ____________ Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носомведет (______), Там заметку кладет (_____). ______________ Мы ходим (_____) ночью, ходим (_____) днем, Но никуда мы не уйдем (____). ___________ Вот иголки и булавки, Вылезают (_____) из-под лавки. На меня они глядят (_____), Молока они хотят (_____). ____________
|
На сучках висят (_______) шары, Посинели от жары. ____________ Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носомведет (______), Там заметку кладет (_____). ______________ Мы ходим (_____) ночью, ходим (_____) днем, Но никуда мы не уйдем (____). ___________ Вот иголки и булавки, Вылезают (_____) из-под лавки. На меня они глядят (_____), Молока они хотят (_____). ____________
|
|
|