ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА
«Основной закон России – права человека» (4 КЛАСС)
Выполнила
студентка 3 курса «А» группы
_________ Еременкова Вероника Павловна
Учитель 4 Б класса СОШ №37:
_________ Костина Эльвира Руслановна
Проверил: преподаватель АСПК
_________ Осипова Лариса Валентиновна
Оценка за урок _________
Методист АСПК Осипова Л.В.________
Астрахань, 2021
Тема урока: «Основной закон России и права Человека»
Цели деятельности учителя:
формирование знаний о Конституции РФ;
формирование представлений о правах человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;
уметь правильно отвечать на вопросы.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этапы урока. Методы и приемы |
Хрономет-раж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
|
Деятельность учащихся |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. |
1 мин. |
— Здравствуйте ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Вероника Павловна. — Садитесь, пожалуйста, за парты. — Настройтесь на работу и проверьте все ли готово к уроку окружающего мира. |
/Готовят рабочее место. Настраиваются на работу/
|
Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. |
2 мин. |
— Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос что у нас с вами общее? Что нас объединяет? — Послушайте стихотворение. Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России, — Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. — О чем это стихотворение?
— Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру. |
Отвечают на вопрос учителя.
— Стихотворение о том, что у каждого человека есть свой дом, этим мы похожи. |
Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. |
10 мин. |
— Как называется страна, в которой мы живем? — Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. — Давайте посмотрим на административную карту России! — Кто покажет границы нашей страны? — Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая? — Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. — Какие символы нашей страны вы уже знаете? — О гербе, гимне и флаге, вам уже рассказывали, на прошлых уроках, мы же просто повторим и вспомним, как они выглядят, посмотрите на слайд. — Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю. (Показ по карте России) — Назовите столицу России. (Находят её на карте в учебнике с.154-155) — Что на карте в учебнике отмечено разными цифрами и цветами? — Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. — Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. — Не смотря на то, что мы все разные, мы все живём в дружбе. А что нужно чтобы дружно жить? |
— Страна, в которой мы живем, называется Россия.
Ученик показывает у доски границы нашей страны. — Люди имеют право голоса и слова.
— Герб, гимн, флаг.
— Москва.
— Области и субъекты РФ.
/….ответы детей/ |
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Постановка учебной задачи ИГРА
Словесный метод: слово учителя, диалог. Проблемное обучение: проблемная ситуация.
|
15 мин. |
/Соревнование не по правилам/ — Ребята передайте с передних парт предмет на последние, и верните вновь на передние. — Любой предмет (стёрка, линейка, карандаш и тд) — У вас соревнования. — Выявление 1,2 и 3 места. 1 Место занимает ряд, который закончили передавать предмет самые последние. 2 место, те, кто были 2, а первое место те, кто был самыми быстрыми. — Итак, после распределение ролей, у вас возникли вопросы? — Давайте обсудим, какая задача стояла перед вами? — А ещё я вам, что-либо говорила? — Верно, а что я забыла вам объяснить? — Правильно ребята, я вам совсем не объяснила правила, и вы не поняли, что от вас требовалось. — Так и в реальной жизни. Давайте вернёмся к нашему вопросу, а что нужно, чтобы дружно жить? — Всё правильно, у нас с вами для того чтобы дружно жить, есть правила, которые находятся в отдельном документе. Вы знаете, как он называется? — Правильно, а вы знаете, что такое Конституция? — Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Законы — это правила, — 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством. — Причинами её принятия послужили следующий события: 1) 2 Мировая война, на которой было нарушено право на жизнь. 2) Всеобщая декларация прав человека. 3) Создание ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. — Главные слова Конституции, «Миру мир». Как вы понимаете эти слова? — Давайте посмотрим на наш документ, так выглядит обложка. В конституции есть преамбула, слово для вас новое, кто-нибудь знает, что это такое? — Преа́мбула (фр. préambule,— идущий впереди чего или кого-либо, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта. К нормативным актам, имеющим преамбулу,относятся указы, законы, постановления. — Давайте посмотрим на статьи, которая содержит в себе конституция. — Ребята, а какие вы знаете основные права человека? — Вы большие молодцы, но мы назвали не все, давайте прочитаем со слайда все права человека.
— Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? — Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. — Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? — Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. — Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму. |
/выполняют задание/
— Учащиеся задают вопросы, а почему так произошло. — Да, возникли.
— Передать предмет.
— Нет, вы просто распределили места. — Правила соревнований.
— Нужно соблюдать правила.
— Конституция
— Конституция – это книга с законами и правами человека.
— То что, в мире все государства должны жить в согласии, мирно, без войны.
/смотрят/
— Нет.
— Право на жизнь. — Право на свободу. — Право на личную неприкосновенность. — Право на труд. — Право на отдых. — Право на свободу слова. — Право на свободу совести. — Право на образование. — Право на медицинское обслуживание.
— Право на жизнь.
— Право на охрану здоровья и медицинского обслуживания.
-Право на свободу и личную неприкосновенность человека
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление
Словесный метод: диалог. Наглядный метод: работа с учебником. |
10 мин. |
— Как вы думаете, все эти права есть и у детей? — Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. — Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. — Но, не смотря на то, что вы ещё маленькие. У вас есть свою собственный праздник. Как он называется? — Да верно, 1 июня отмечает День защиты детей, ваш праздник, когда все показывают вам свою любовь, оберегают и заботятся. |
— Обязательно это есть и у детей.
— День защиты детей. |
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения. |
VI. Практическая работа Практический метод: выполнение самостоятельной работы. |
10 мин. |
— Ребята, перед вами таблица, мы с вами должны распределить, какие статьи Конституции относятся к экономической сфере, какие к социальной, и политической. — Вы можете в тетрадях записать только ключевые слова (Экономика, Общество и Политика) и рядом с ними ставить соответствующие цифры. — Теперь давайте выполним следующее задание, ранее мы с вами уже зачитывали права человека, давайте к ним вернёмся. Давайте подумаем, и назовём сказки, где нарушалось то или иное право. — Я начну, а вы продолжите. — Право на жизнь, нарушилось в сказке «Колобок», потому что в конце его съела лисица. Теперь ваша очередь.
Молодцы! И последнее наше задание, игра Крокодил. У меня на карточках написаны права человека, по одному нужно выходить, читать, и показывать, а все остальные должны без слов угадать что это за право человека. |
Выполняют задания в рабочей тетради.
— Красная шапочка, право на защиту, покушение на жизнь. — Золушка, эксплуатирование, унижение ребёнка, злоупотребление трудом ребёнка. — Дюймовочка, несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше 18 лет. — Двенадцать месяцев, угроза жизни ребёнка — Буратино, шантаж, покушение на жизнь, похищение, не дали воспитание. — Простоквашино, свобода мнения. |
П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.
|
VII. Включение в систему знаний, повторение
Словесный метод: беседа. |
3 мин. |
– Как называется наша страна? – Что обозначает слово «федерация»? – Сколько народов живет на территории России? Давайте найдём этот ответ в учебнике. – Что такое конституция? – Что такое законы?
– Назовите главную мысль конституции.
– Какое право имеет человек?
– Какие документы были приняты после Второй мировой войны? – Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? – Какие права имеет каждый из вас?
— Молодцы. |
— Российская Федерация. — Федерация – это союз. — 160 народов живет на территории РФ.
— Конституция – это устройство. — Правила обязательные для всех жителей страны. — Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. — Человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности. — Всеобщая декларация прав человека.
— 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. — У каждого есть права, которые никто не может отнять. |
К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный метод: беседа. |
2 мин. |
— Кто скажет, как звучала тема нашего урока?
— Какие цели мы ставили?
— Скажите, пожалуйста, вам понравился урок? — Узнали ли вы что-то новое? — Закрепили свои знания? — Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. — Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? — Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания!
|
— Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека». — Мы должны были узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы. Варианты ответов детей. |
Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |