+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по учебной работе
М.И.Трушкова
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине |
Ботаника |
|
|
||
для обучающихся |
I |
курса |
|
||
специальности |
0306000 «Фармация» |
|
квалификация 0306013 «Фармацевт» |
РАССМОТРЕНО |
|
СОСТАВИЛА |
||
на заседании цикловой методической комиссии №3 специальных дисциплин |
|
Ибраева Г.К. |
||
Протокол № 2 |
|
|
||
от 3 октября 2014 г. |
|
|
||
Председатель ЦМК |
|
|
||
Бисенова А.Т |
|
|
|
|
ОДОБРЕНО |
|
|
||
Методист Коцелл С.О колледжа |
|
|
2014 г.
Тема: Лист
Тип урока: Урок совершенствования, применения знаний и умений
Вид урока: Лабораторная работа
Предмет: Ботаника
Учебная цель: Познакомить обучающихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья. Научить приготовлению временных микропрепаратов из листа для выявления анатомических признаков
Воспитательная цель: Стремиться привить обучающимся любовь к профессии
— Развить навык работы в группе, умение согласовывать свои действия, оказывать
взаимопомощь.
— воспитывать бережное отношение к зеленым растениям.
Развивающая цель: Способность концентрировать внимание обучающихся при изучении строения листа, развитие навыков работы распознавать на натуральных объектах виды листьев
— направить мыслительную работу обучающихся на усвоение данной темы с использованием
знаний в работе фармацевта
Методическая цель:
— повысить заинтересованность и внимание при изучении предмета ботаники
— углубить морфологические, анатомические, физиологические и экологические понятия о листах;
—Межпредметные связи: Латинский язык тема: «Латинские названия растений». Медицинская биология тема: «Морфология растений». Неорганическая химия тема: «Химические элементы».
Внутрипредметные связи: темы – «Строение растительной клетки», «Растительные ткани», «Строение вегетативных органов: корень, стебель»
Методическое обеспечение занятия:
— Методическое указание для самостоятельной работы
— Гербарий растений
— Протокол исследования сырья
Наглядные пособия: Слайды по теме «Лист, морфология и анатомия листа», гербарий растений, таблица «Листья простые и сложные; «Разнообразие листьев», комнатные растения.
микроскопы, лупы, пинцеты, скальпели, предметные и покровные стекла, линейки, салфетки, , пипетки, чашки Петри.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
Список литературы:
1. Дорохина Л.Н.,. Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с
основами экологии: Учеб. Пособие. – М.; Просвещение, 1980.
2. Медведева В.К. Ботаника. – М.: Медицина,1980.
3. Викторов Д.П. Краткий словарь ботанических терминов.- М.-Л.: Наука, 2007.
4. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших или
наземных растений. – М.: Академия, 2009.
5. Хржановский В.Т. Курс общей ботаники. – М.: Высш. шк., 2007.
6..Жуковский П.М. Ботаника. – М.: Колос, 2008.
7..Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. — М.: Ком Книга, 2007.
8.Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. – М.: Высш. шк., 2007.
9. Интернет сайты: wikipedia.org • http://ru.wikipedia.org/wiki/Лавр_благородный
• http://kuking.ru/8_1070.htm http://www.babushkinysovety.ru/malina.html(малина
• http://www.kostyor.ru/student/?n=351
• http://kidlib.ru/zagadki/pro-ovoshi/pg4.html
Хронокарта урока:
1) Организационный момент — 1мин
2) Мотивация урока — 5мин
3) Контроль исходного уровня знаний — 25 мин
4) Самостоятельная работа обучающихся — 125 мин
5) Закрепление материала. Проверка итогового уровня знаний — 15 мин
6) Подведение итогов, домашнее задание — 9 мин
Ход урока
1. Организационный момент -1 мин.
Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию.
2. Мотивация урока -5 мин
Преподаватель объясняет актуальность данной темы, мы с вами изучили лист, как важный орган, входящий в состав побега. Жизнь на Земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. Лист — один из основных органов зеленого растения, он занимает боковое положение на стебле, основной функцией которого является фотосинтез.
Для фармацевтов основной задачей является: умение определять разнообразие листьев, распознавать на натуральных объектах виды листьев, выявлять морфологические признаки листа для определения лекарственных растений. Мы на этом занятии расширим и систематизируем знания о внешнем и внутреннем строении листа, разнообразии листьев, изучим строение листа и процессы, происходящие в нем.
3. Контроль исходного уровня знаний – 25 мин.
а) Метод опроса – «блиц турнир», используется метод активного обучения «на мгновенную догадку», и «соображение». 5-6 мин.
Вам необходимо вспомнить пройденный материал по данной теме. На заданный вопрос (на экране) обучающиеся должны дать быстрый, точный, правильный ответ.
Вопросы для блиц турнир
Вопросы |
Ответы |
1. Каким органам относится лист? |
Вегетативным |
2. Какие функции выполняет лист? |
Фотосинтез, газообмен |
3. Назовите основные части листа? |
Листовая пластинка, черешок |
4. Какие листья называют простыми? |
Состоит из одной листовой пластинки |
5. Какие листья называют сложными? |
Состоит из нескольких листовых пластинок |
6. Что такое пластиды? |
Органеллы, окрашивающие растения |
7. Что такое жилки? |
Проводящая ткань листа |
8. Назовите типы расположения листьев? |
Очередное, мутовчатое, супротивное |
9. В каких клетках листа особенно много хлоропластов? |
Паренхимных клетках в мякоти листа
|
10. Что такое устьица , где они расположены? |
Щель, находиться на нижней стороне листовой пластинки |
11. Как видоизменяются листья? |
Колючки, усики, ловчие аппараты |
12. Что такое транспирация? |
Испарение воды листьями |
13. Какие ткани различают в мякоти листа? |
Столбчатую и губчатую |
14. У каких растений лист применяется в медицине? |
Эвкалипт, мята, шалфей |
б) Используется метод опроса – оптимальность сочетания контроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания. -15мин.
Назовите основные части листа, какую функцию они выполняют, определите формы, края, верхушек , основания листовой пластинки – обучающиеся отвечают устно, Используются слайды или гербарий растений.
в) Используется метод опроса — наводящие вопросы побуждающие актуализация знаний.
Преподаватель опрашивает (на доске) или устно, всех обучающихся последовательно по вопросам строении, видоизменениии листа, указать анатомические признаки. Определяет достоверность ответа и знания о морфологии и анатомии листа. При неполном ответе обучающиеся могут дополнить друг друга, ответы оценивается преподавателем, для ответа используются слайды и гербарий комнатные растения. Преподаватель выявляет активную и продуктивную деятельность знаний обучающихся и поиск ошибки. 5 мин.
4. Самостоятельная работа обучающихся —125 мин
Является основным способом овладения материалов во время учебного процесса в ходе которой происходит формирование навыков умений и знаний! Для проведения практических занятий необходимо оборудовать рабочее место для каждого учащегося отдельно, т.к. практическая работа предусматривает индивидуальную деятельность по приобретению навыков. Преподаватель напоминает обучающимся для выполнения работы, необходимо пользоваться методическим указанием для самостоятельной работы, где подробно поэтапно описаны ход работы.
Первое задание 19 мин Используя гербарий растения или комнатное растение, изучить морфологию листа, формы листовых пластинок, которая имеет различную форму. Для работы обучающиеся используют гербарий растений.
После завершения практического задания обучающиеся заполняют протокол изучения морфологии листа. Зарисовывают различные формы листовых пластинок. Используется метод задания на описание какого- либо объекта по образцу, после выполнения задания проводиться закрепления и достоверность усвоения данного этапа. В ходе проверки полученных результатов проводится само и взаимоконтроль и оценивается.
Второе задание 19 мин Используя комнатные растения гербарий, цветные таблицы, рассмотреть а) края листовой пластинки, б) жилкование, в) типы расположение листьев
При осмотре необходимо обратить внимание на края, жилкования и расположение листьев, после завершения практического задания обучающиеся заполняют протокол осмотра, зарисовывают объект, которую рассматривали и изучили.
Используется метод задания на описание какого- либо объекта по образцу, после выполнения задания проводиться закрепления о достоверности получения планируемых результатов.
В ходе проверки полученных результатов проводится само и взаимоконтроль и оценивается.
Третье задание 22мин На этом занятии более сложным этапом работы является: морфологическое описание листа, поэтому чаще используется работа малыми группами, работа в парах переменного состава, т.е. парами «сильный — слабый» дает возможность осуществить принцип взаимного обучения и взаимного контроля. Необходимо провести морфологическое описание листа, используются живые комнатные растения (для каждого обучающегося), внешний вид листа описывается по схеме морфологические признаки листа.
По результатам осмотра заполняют таблицу, обращают внимания на особенность внешнего вида листа по которым растение можно определить по гербарию и в природе.
Используется метод задания на описание какого- либо объекта по образцу, после выполнения задания проводиться закрепления и достоверность усвоения данного этапа.
В ходе проверки полученных результатов проводится само и взаимоконтроль и оценивается.
Четвертое задание 15 мин Определение простых и сложных листьев.
Используя гербарий данных растений необходимо научиться распознавать простые и сложные
листья их жилкование, расположение листьев на стебле. Выявить, чем простые листья отличаются от сложных.
По результатам осмотра заполняют таблицу, обращают внимания на особенность строения простых и сложных листьев по которым растение можно определить по гербарию и в природе. Результаты сравнить с ответом. Используется метод задания на выявление какого- либо объекта по образцу, после выполнения задания проводиться закрепления о достоверности получения планируемых результатов. В ходе проверки полученных результатов проводится само и взаимоконтроль и оценивается.
Пятое задание 25 мин затем по «принципу» от простого к сложному» обучающиеся выполняют следующее задание:. приготовление временного микропрепарата из листа мяты (световые листья) для выявления анатомических признаков. В задании используется организация конкретных наблюдении обучающихся побуждающих формирование поисковых проблем. Самостоятельное выполнение заданий требующих применение знаний.
Обучающиеся готовят временные микропрепараты используя необходимые оснащения, рассматривается приготовленный препарат под микроскопом при малом и большом увеличении, необходимо найти анатомо- диагностические признаки сырья. Зарисовать указать и подписать основные диагностические признаки.Преподаватель наблюдает за работой учащихся, если видит, что обучающийся не владеет каким- либо навыком, то помогает, подсказывает, стимулирует его деятельность.
В ходе проверки полученных результатов проводится само и взаимоконтроль и оценивается.
Шестое задание – 25 мин обучающиеся выполняют следующее задание: приготовление
временного микропрепарата из листа ландыша (теневые листья) для выявления анатомических признаков. В задании используется организация конкретных наблюдении обучающихся побуждающих формирование умений и навыков. Самостоятельное выполнение заданий требующих применение знаний.
Обучающиеся готовят временные микропрепараты используя необходимые оснащения, рассматривается приготовленный препарат под микроскопом при малом и большом увеличении, необходимо найти анатомо- диагностические признаки сырья. Зарисовать указать и подписать основные диагностические признаки
Преподаватель наблюдает за работой учащихся, если видит, что обучающиеся не владеет каким либо навыком, то помогает, подсказывает, стимулирует его деятельность.В ходе проверки полученных результатов проводится само и взаимоконтроль и оценивается.
5. Закрепление материала. Проверка итогового уровня знаний -15 мин
Обучающиеся получили определенный объем знаний, овладели навыками практической манипуляции, активная и продуктивная деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний. Адекватность самооценки обучающегося оценке преподавателя.
Преподаватель переходит к закреплению занятия, задает наводящие вопросы побуждающие актуализации знаний: а) определите строение листа? б) из листа какого растения получают препарат, применение? в) лист какого растения? г) какое листорасположение у растения?
Вопрос задания обучающимся на выдвижение очередного шага в рассуждениях и логике, выявление качества и уровня овладения знаниями. Следующее задание решение ситуационных задач: ( решение сравнивается с правильным ответом)
Задача№1.
Английский ученый Томсон в 1988 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А. Тимирязев. Какими фактами руководствовался ученый?
ответы сравниваются с эталоном (Тимирязев доказал зеленые растения являются посредником между Землей и космосом т.к. участвуют в процессе фотосинтеза и обогащают воздух кислородом )
Задача №2
Как объяснить, что у деревьев, которые растут на улицах городов возле фонарей, листопад наступает значительно позже, чем у деревьев, которые растут на неосвещенных участках.
ответы сравниваются с эталоном (Под влиянием энергии процесс фотосинтеза продолжается, поэтому листья дольше сохраняются)
Задача №3
С наступлением осени, в это время у растений происходит отток из листьев необходимых веществ в ветки, корни, корневища, клубни. Что остается и что поступает в листья, которые будут сброшены? Сбрасывают ли вечнозеленые растения свою листву?
ответы сравниваются с эталоном (Остаются органические вещества и углеводы, а в листья поступают переработанные продукты клеток для отброса. Вечнозеленые растения сбрасывают листву постепенно)
6. Подведение итогов, домашнее задание — 7 мин
Подводя итоги преподаватель, обращает внимание на необходимость усвоения темы, так как
распознавать листья необходимо по типами жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья. умение определять разнообразие листьев, дает возможность определять их на натуральных объектах, по гербарию
и в природе. Учитывая ваши теоретические ответы, практические умения и навыки, данную тему освоили, преподаватель отмечает активных учащихся. Объявляет итоги контроля знаний, подробно комментирует оценки, указывает на допущенные ошибки.
Домашнее задание: 2 мин
1. Заполнить протокол изучения морфологического и анатомического
строения листа
2. Повторить тему: «Бактерии и водоросли», «Грибы и лишайники»
Литература: 1. Медведева В.К. Ботаника. – М.: Медицина, стр. 190 — 221
2. Дорохина Л.Н.,. Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по
ботанике стр. стр. 27 -36
3 .Интернет сайты :wikipedia.org
• http://health.wildmistress.ru/wm/health.nsf/publicall/
• http://ptil2006.narod.ru/zagadka_plant.html
• http://ravden.3dn.ru/load/zagadki/pro_ovoshhi_frukty_raznye_produkty/23-2-3
• http://www.kostyor.ru/student/?n=351