Садгородской филиал ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Тимашево
Кинель-Черкасского района Самарской области
Методическая разработка
открытого
внеурочного занятия
по программе «Школа развития речи»
на тему: Словесное рисование.
Работу подготовила
Санакова Надежда Николаевна,
учитель
русского языка и литературы
2014 год
Тема: Словесное рисование.
Цель: научить учащихся видеть красоту поэтического слова и передавать её с помощью словесных образов.
Задачи:
— Совершенстовование навыков анализа лирического произведения поэтов-земляков, развитие связной речи учащихся;
— развитие критического мышления и творческих способностей учащихся в
составлении синквейнов, путем игры в буриме;
— патриотическое, эстетическое воспитание школьников, развитие их краеведческой культуры.
Методы и технологии
Развитие критического мышления через чтение и письмо, деятельностный подход через групповую работу.
Планируемые результаты:
Формирование УУД
Личностные:
-
Научиться в ходе занятия выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,
-
обсуждать свою творческую деятельность,
-
расширять общий лингвистический кругозор,
-
развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу,
-
адекватно понимать причины успешности (не успешности) творческой деятельности.
Познавательные:
Объяснять языковые явления, выделяемые в ходе исследования структуры слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Регулятивные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, к преодолению препятствий; сотрудничать в решении совместных задач.
Коммуникативные:
Учиться проявлять речевые действия: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Содержание занятия
1.Оргмомент.(Мотивирование на успешную работу, снятие волнение перед незнакомым учителем)Краткое слово учителя:- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто верит в успешную совместную работу на занятии, подмигните мне. Кто любит зиму, – сожмите кулачки и быстро раскройте ладошки, как снежинки — вот так! (показывает). Кто читает стихи не только по заданию учителя, а просто, когда самому хочется, хлопните в ладоши. Замечательно! Мне остаётся только пожелать нам всем удачи и начать занятие на тему Словесное рисование. (1,2 слайды)
Перед вами на столах рабочие материалы, которые вы можете использовать в работе на данном уроке.
2. Лексическая работа. (Актуализация знаний учащихся и повторение терминов: синквейн, буриме, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.)Продолжение изучения темы.
Учитель: — Ребята, а как вы понимаете лексическое значение выражения «словесное рисование»? Верно, мы будем сегодня рисовать словом.
Посмотрите за окно. Что бы вы хотели нарисовать, какое время года?.. Да, мы как раз и будем рисовать зиму!! Давайте подумаем, какие краски, тона будут преобладать? Верно, белый, серебристый. Итак, мы будем создавать словами образы, которые можно будет представить в нашем воображении, а поэтому их нужно будет нарисовать точно, красиво и ярко. Для этого необходимы инструменты. Но какие же?
— Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками можно считать писателей и поэтов.
— Очень правильное добавление, и этот догадливый мальчик может сделать первую запись в рабочих материалах: «Я молодец!»
Именно поэты помогут нам сейчас. (слайд 3)
3.Введение в тему.
Учитель: — Наш район прославлен местными поэтами. Так каких поэтов – земляков вы знаете? (Ребята называют, комментируют их творчество).
Молодцы! Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей)- (слайд 4)) Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь.
Мы будем работать в группах(раздаю материал), приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.
4.Первичное восприятие стихотворных текстов на слух и по текстам. Чтение учителем (все стихи читаются на фоне музыки и слайдов презентации).
В.М. Штанин «Какой снежок опять посыпал!» (слайды 5-7)
Г.И. Краснова «Звездное танго»(слайды 8-10)
Ю.Б. Михеев «Косметика зимы»(слайды 11-14)
5. Групповая работа. (Класс разбит на 3 группы.)
Ребята работают со стихами, в каждой группе – стихи одного поэта, используют таблицы из рабочих материалов.
Учитель:- Ребята, внимательно прочитайте стихи, вдумайтесь в содержание и попытайтесь представить, какой нарисовали зиму поэты. Ну, и, конечно, попробуйте сами нарисовать зимнее полотно, можно добавить и свою палитру красок. Задание понятно? На эту работу вам 10 минут.
(Во время работы учащихся в группах играет спокойная музыка, демонстрируются зимние пейзажи на слайдах презентации)-слайды (15-28), затем выключается проектор, музыка продолжает играть. (Учитель обходит группы, направляет их работу, объясняет при затруднении).
6. Проверка работы в группах. Словесное рисование.
Учитель:— Итак, начинаем словесное рисование. Какой образ зимы увидели вы, опираясь на творчество наших поэтов-земляков? И какова зима в вашем воображении? Согласны ли вы с данным поэтом? А какая зима на вашем полотне? (Попутно говорим, какими средствами выразительности речи удалось авторам так ярко показать зиму, дети опираются на рабочие материалы, которые они заполни в процессе работы в группах.)
Ключевые моменты.
В.М. Штанин. (Зима – серебряная птица, зима-чудо, волшебство, которое приносит радость и устремляет человека ввысь.)
Г.И. Краснова. (Зима – сказка, зима – диво, зима – красота для всего родного края, надежда и вера в счастье для всех россиян и встреча со своей негасимой звездой. )
Ю.Б. Михеев. (Зима-модница – в городе, зима-гостья, хозяйка, которая может быть злой, холодной, а также доброй и прекрасной, а главное – важной, потому что именно зимой уходит старый год и наступает новый.)
(В заключение работы при затруднении в словесной зарисовке своего образа Зимы – от каждой группы, возможно рисование одной общей картины, или возможно и перенести данный момент на конец урока).
7. Воспитательный момент.
Учитель: — Ребята, вам понравилась зимняя картина наших поэтов-земляков? Убедились, как красиво они умеют рисовать словом? А вы обратили внимание, с какой огромной любовью к природе родного края, к тому месту, где они живут, своей родине рисуют свои картины наши художники-поэты? Надеюсь, вы теперь прочитаете все сборники этих авторов и других тоже. Наши поэты своим словесным рисунком помогли вам представить зиму и нарисовать в воображении свои образы. Давайте их уточним и попробуем себя в роли юных поэтов.
8. Творческий итог по теме. Составление синквейнов.
Учитель: — Итак, составим синквейн на тему «Зима».Ученики вновь работают в тех же группах.
9. Проверка составленных синквейнов. (Вновь включается проектор, на экране – слайд 29.)
10. Игра в буриме. (Работа в тех же группах)
11. Проверка составленных четверостиший – слайды 30-32
12. Рефлексия – (слайд 33). (Ученики подводят итоги своей работы, анализируют её).
13. Словесное рисование единой зимней картины (по цепочке — по одному предложению.) Начинает учитель. — Посмотрите за окно, какая она, зима.? Что ожидаете вы от неё. Какую картину мы сможем нарисовать все вместе? Давайте попробуем вместе составить общее словесное зимнее полотно.
Учитель: «Прилетела к нам серебряной птицей со свитой пушистых снежинок долгожданная зима и закружилась в новогоднем хороводе…», передает снежинку ученику, он добавляет: «Белоснежный ковер опустился на землю», передает снежинку следующему ученику. Тот добавляет: «Деревья оделись в шапки и шубы…»(и т.п., ответы приблизительные, в случае затруднения учитель приходит на помощь, подсказывая начало предложения).
14. Подведение итогов занятия.- (слайды 34-36) Учитель благодарит всех ребят за работу, поздравляет с наступающим Новым годом учеников и всех присутствующих на открытом занятии, вручает ученикам подарки от учащихся своего класса – самодельные рукавички с аппликацией – бубенцами(с обратной стороны которых стоит оценка 5 и подпись учителя, дата проведения занятия, написано новогоднее пожелание), а присутствующим коллегам дарит тексты своей песни «Новогодний вальс»* и напевает её, раздавая на руки детям снежинки. А в самом конце занятия просит всех ребят по команде подкинуть снежинки вверх. Вот таким салютом из снежинок заканчивается данное занятие.
* Текст этой песни можно посмотреть на сайте Стихи.ру на моей страничке (автор Надежда Санакова.)