Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Попова Е.В., учитель русского языка и литературы АОНО Лицей «ЭКУС» г.Подольска, Московской области

Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Цели урока: формировать следующие коммуникативно-речевые умения:

-умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

— умение сокращать текст разными способами;

-умение правильно и логично излагать свои мысли;

-умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1

(Сообщение темы и целей урока).

II. Изучение материала урока.

— В конце учебного года вам предстоит пройти государственную итоговую аттестацию по русскому языку. Сегодня мы с вами поговорим о первой части работы: написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Первая часть экзамена включает в себя следующие виды работы:

Слайд 2:

Модель проведения сжатого изложения:

  1. Первое прослушивание исходного текста (2,5 – 3 мин).

  2. Работа с черновиком (3 — 4 мин).

  3. Второе прослушивание исходного текста (2,5 – 3 мин).

  4. Написание сжатого изложения.

— Во время первого и второго прослушивания разрешается делать записи, а также на протяжении всего экзамена вы можете пользоваться орфографическим словарем. Объём изложения – не менее 70 слов.

— Напоминаю, что сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщенно. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки. Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого переходить к компрессии исходного текста.

Запомните: необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста.

— Итак, давайте сформулируем основные принципы сжатия текста

Слайд 3:

Основные принципы сжатия текста

  • Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.

  • В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.

  • Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.

— Итак, какие же приёмы сжатия нам известны?

Слайд 4:

Основные приёмы компрессии текста

Исключение

  • отдельных членов предложения,

  • однородных членов,

  • повторов;

  • одного или нескольких синонимов;

  • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.

Слайд 5:

Замена

  • однородных членов обобщающим словом,

  • фрагмента предложения синтаксическим синонимом,

  • прямой речи косвенной,

  • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.

Слияние

  • двух простых предложений.

Как правило, сопровождается заменой или исключением.

— Давайте рассмотрим примеры:

Слайд 6:

Исключение

Исходный текст

«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» — задавался я вопросом.

Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта и даже город его имени.

Сжатый текст

Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?

Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта.

Слайд 7:

Обобщение с заменой

Исходный текст

А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть.

Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта…

Сжатый текст

Не счесть театральных постановок.

Есть ещё сувениры разные с изображением поэта…

Слайд 8:

Обобщение и исключение

Исходный текст

Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе.

Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею.

Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит.

Сжатый текст

Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею.

— На экзамене для сжатия исходного текста вы должны применить один или несколько приёмов, используя их на протяжении всего текста. Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи и особенностей текста.

III. Работа с тестом.

(Перед каждым лежат листы с исходным текстом (приложение 1), который предстоит сократить и памятка №1: «Последовательность работы при написании сжатого изложения по прочитанному тексту»).

  1. Анализ текста

  1. Прочитайте исходный текст.

  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (О чём текст? Что хотел сказать автор?).

(Почему люди по-разному реагируют на опасность; реакция людей на опасность зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства

  1. Подчеркните ключевые слова и предложения.

  2. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.

(1. То, как люди реагируют на опасность, зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства – это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе. 2. По мере взросления последовательно сменяются три типа реакции: крик о помощи, бегство, агрессия. 3. Более взрослая реакция появляется, если на предыдущем этапе детеныш чувствовал себя в безопасности. 4. Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей.)

  1. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

  2. Используя различные способы сжатия, сократите текст.

(1 абзац – слияние предложений и исключение фрагментов; 2 абзац — исключение фрагментов предложений; 3 абзац – исключение поясняющей информации; 4 абзац – обобщение с заменой)

  1. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи информации каждой из них.

  2. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

  3. Напишите сжатое изложение.

2. Написание изложения.

3. Чтение изложений, исправление неудачных моментов.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

  1. Пользуясь памяткой №1, сократить текст (приложение 4) и написать сжатое изложение.

  2. Пользуясь памяткой №2, подготовиться к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту.

Использованная литература:

  1. Материалы фестиваля «Учительская книга — 2011»/ Педагогический университет «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с использованием пособий издательства «Легион».

  2. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

  3. Шапиро Н.А, Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.В.«Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Приложение 1*

Откуда берутся храбрецы и трусы? почему люди совершенно по-разному реагируют на опасность? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но не менее важен опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.

В процессе развития у маленьких шимпанзе сменялись три типа реакции на опасность. Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат. Сами они пока ни на что не способны, их единственна я надежд а – старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу – быстро найти детеныша и унести его в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или со всех ног удирают. родители порой прикрывают их бегство, но непосредственной помощи не оказывают. Наконец, шимпанзе-подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они рискуют повернуться к опасности лицом и проявить агрессию, а именно напугать противника или вступить в драку.

Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность вступает в силу, только если на предыдущей стадии была удовлетворена потребность малыша в безопасности. Если к замершему на месте и кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, это вовсе не подталкивает его к раннему обретению самостоятельности. Напротив, он и впредь, уже став взрослым, в опасной ситуации будет беспомощно прижиматься к земле и плакать. Таким образом, чтобы стать храбрым, нужно сначала получить возможность побояться, побыть слабым и обрести своевременную поддержку.

Эти наблюдения заставляют по-новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Вряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от страшной собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать своих детей; пусть пятнадцатилетние люди сами опробуют свои силы в реальных конфликтах. (287 слов)

*Материал лекции №4 (Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010).

Приложение 2*

Памятка 1.

Последовательность работы при написании сжатого изложения по прочитанному тексту.

  1. Прочитайте исходный текст.

  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (О чём текст? Что хотел сказать автор?).

  3. Подчеркните ключевые слова и предложения.

  4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.

  5. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

  6. Используя различные способы сжатия, сократите текст.

  7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи информации каждой из них.

  8. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

  9. Напишите сжатое изложение.

*Материалы фестиваля «Учительская книга — 2011»/ Педагогический университет «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с использованием пособий издательства «Легион».

Приложение 3*

Памятка 2.

Последовательность работы при написании сжатого изложения по прослушанному тексту.

  1. Прослушайте исходный текст.

  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).

  3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений.

  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

  5. Выберите способы компрессии для каждой части текста.

  6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

  7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

  8. Напишите сжатое изложение.

*Материалы фестиваля «Учительская книга — 2011»/ Педагогический университет «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с использованием пособий издательства «Легион».

Приложение 4*

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе и работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если понятны их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческий подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-нибудь животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами. (290 слов)

*Материал лекции №4 (Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: