Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Попова Е.В., учитель русского языка и литературы АОНО Лицей «ЭКУС» г.Подольска, Московской области
Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Цели урока: формировать следующие коммуникативно-речевые умения:
-умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
— умение сокращать текст разными способами;
-умение правильно и логично излагать свои мысли;
-умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Слайд 1
(Сообщение темы и целей урока).
II. Изучение материала урока.
— В конце учебного года вам предстоит пройти государственную итоговую аттестацию по русскому языку. Сегодня мы с вами поговорим о первой части работы: написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Первая часть экзамена включает в себя следующие виды работы:
Слайд 2:
Модель проведения сжатого изложения:
-
Первое прослушивание исходного текста (2,5 – 3 мин).
-
Работа с черновиком (3 — 4 мин).
-
Второе прослушивание исходного текста (2,5 – 3 мин).
-
Написание сжатого изложения.
— Во время первого и второго прослушивания разрешается делать записи, а также на протяжении всего экзамена вы можете пользоваться орфографическим словарем. Объём изложения – не менее 70 слов.
— Напоминаю, что сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщенно. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки. Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого переходить к компрессии исходного текста.
Запомните: необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста.
— Итак, давайте сформулируем основные принципы сжатия текста
Слайд 3:
Основные принципы сжатия текста
-
Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
-
В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
-
Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.
— Итак, какие же приёмы сжатия нам известны?
Слайд 4:
Основные приёмы компрессии текста
Исключение –
-
отдельных членов предложения,
-
однородных членов,
-
повторов;
-
одного или нескольких синонимов;
-
фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
Слайд 5:
Замена –
-
однородных членов обобщающим словом,
-
фрагмента предложения синтаксическим синонимом,
-
прямой речи косвенной,
-
предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
Слияние –
-
двух простых предложений.
Как правило, сопровождается заменой или исключением.
— Давайте рассмотрим примеры:
Слайд 6:
Исключение
Исходный текст
«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» — задавался я вопросом.
Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта и даже город его имени.
Сжатый текст
Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?
Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта.
Слайд 7:
Обобщение с заменой
Исходный текст
А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть.
Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта…
Сжатый текст
Не счесть театральных постановок.
Есть ещё сувениры разные с изображением поэта…
Слайд 8:
Обобщение и исключение
Исходный текст
Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе.
Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею.
Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит.
Сжатый текст
Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею.
— На экзамене для сжатия исходного текста вы должны применить один или несколько приёмов, используя их на протяжении всего текста. Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи и особенностей текста.
III. Работа с тестом.
(Перед каждым лежат листы с исходным текстом (приложение 1), который предстоит сократить и памятка №1: «Последовательность работы при написании сжатого изложения по прочитанному тексту»).
-
Анализ текста
-
Прочитайте исходный текст.
-
Сформулируйте основную тему и идею текста (О чём текст? Что хотел сказать автор?).
(Почему люди по-разному реагируют на опасность; реакция людей на опасность зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства
-
Подчеркните ключевые слова и предложения.
-
Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
(1. То, как люди реагируют на опасность, зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства – это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе. 2. По мере взросления последовательно сменяются три типа реакции: крик о помощи, бегство, агрессия. 3. Более взрослая реакция появляется, если на предыдущем этапе детеныш чувствовал себя в безопасности. 4. Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей.)
-
Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
-
Используя различные способы сжатия, сократите текст.
(1 абзац – слияние предложений и исключение фрагментов; 2 абзац — исключение фрагментов предложений; 3 абзац – исключение поясняющей информации; 4 абзац – обобщение с заменой)
-
Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи информации каждой из них.
-
Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
-
Напишите сжатое изложение.
2. Написание изложения.
3. Чтение изложений, исправление неудачных моментов.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
-
Пользуясь памяткой №1, сократить текст (приложение 4) и написать сжатое изложение.
-
Пользуясь памяткой №2, подготовиться к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту.
Использованная литература:
-
Материалы фестиваля «Учительская книга — 2011»/ Педагогический университет «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с использованием пособий издательства «Легион».
-
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
-
Шапиро Н.А, Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.В.«Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Приложение 1*
Откуда берутся храбрецы и трусы? почему люди совершенно по-разному реагируют на опасность? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но не менее важен опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.
В процессе развития у маленьких шимпанзе сменялись три типа реакции на опасность. Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат. Сами они пока ни на что не способны, их единственна я надежд а – старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу – быстро найти детеныша и унести его в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или со всех ног удирают. родители порой прикрывают их бегство, но непосредственной помощи не оказывают. Наконец, шимпанзе-подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они рискуют повернуться к опасности лицом и проявить агрессию, а именно напугать противника или вступить в драку.
Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность вступает в силу, только если на предыдущей стадии была удовлетворена потребность малыша в безопасности. Если к замершему на месте и кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, это вовсе не подталкивает его к раннему обретению самостоятельности. Напротив, он и впредь, уже став взрослым, в опасной ситуации будет беспомощно прижиматься к земле и плакать. Таким образом, чтобы стать храбрым, нужно сначала получить возможность побояться, побыть слабым и обрести своевременную поддержку.
Эти наблюдения заставляют по-новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Вряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от страшной собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать своих детей; пусть пятнадцатилетние люди сами опробуют свои силы в реальных конфликтах. (287 слов)
*Материал лекции №4 (Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010).
Приложение 2*
Памятка 1.
Последовательность работы при написании сжатого изложения по прочитанному тексту.
-
Прочитайте исходный текст.
-
Сформулируйте основную тему и идею текста (О чём текст? Что хотел сказать автор?).
-
Подчеркните ключевые слова и предложения.
-
Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
-
Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
-
Используя различные способы сжатия, сократите текст.
-
Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи информации каждой из них.
-
Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
-
Напишите сжатое изложение.
*Материалы фестиваля «Учительская книга — 2011»/ Педагогический университет «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с использованием пособий издательства «Легион».
Приложение 3*
Памятка 2.
Последовательность работы при написании сжатого изложения по прослушанному тексту.
-
Прослушайте исходный текст.
-
Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).
-
Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений.
-
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
-
Выберите способы компрессии для каждой части текста.
-
Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
-
Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
-
Напишите сжатое изложение.
*Материалы фестиваля «Учительская книга — 2011»/ Педагогический университет «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с использованием пособий издательства «Легион».
Приложение 4*
Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе и работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.
Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если понятны их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческий подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.
Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-нибудь животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.
Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами. (290 слов)
*Материал лекции №4 (Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010).