Нашествие Баттыя

Тема: Эпоха монгольского нашествия. XIII – XIV века.

Урок: Нашествие Батыя.

Цели урока:

Образовательная:

Используя факты и ранее имеющиеся знания сформировать представление о нашествии монголо-татар на нашу страну.

Развивающая

Установить причинно-следственные связи между положением русских земель и их завоеванием. Выделить последствия нашествия Батыя на Русь.

Воспитательная

Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны. Дать возможность оценить последствия нашествия.

Обязательный минимум содержания.

Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Монгольские завоевания. Золотая Орда.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

УУД

Вводная диагностика

Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы

Гипотезы

Актуализация знаний

Поиск решения

Применение нового знания

Вывод – примерное решение учебной проблемы

Рефлексия

Домашнее задание

— Откройте учебник на стр. 136. Давайте узнаем, чему, сточки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.

— Проверьте, готовы ли вы овладеть этими умениями – справились ли вы с заданиями на с. 136. Если не удается, возникают затруднения, то напишите, каких вам знаний и умений не хватает.

Обратить внимание на разные уровни успешности. Предложить первоначально выполнить задание на необходимом уровне. В случае его успешного выполнения приступить к заданиям программного и максимального уровня.

— Посмотреть на ленту времени. О событиях какого века сегодня пойдет речь? (Лента времени на с. 139 перед параграфом.)

Для нашей цивилизации XIII век стал веком серьезных испытаний.

— С каким серьезным врагом пришлось встретиться нашим предкам?

— Сейчас мы познакомимся с рассказом из русской летописи о начале Батыева нашествия (с. 147).

— Но исторические факты говорят о том, что Русь была завоевана монголами. Какое наблюдается противоречие между фактами и летописью?

— Какую проблему нам предстоит решить?

— Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы?

— Вспомните, что мы знаем о монгольской армии из курса Всемирной истории.

— Какую роль сыграл Чингисхан в истории монгольских племен? Какими были его планы?

— Мы знаем, в чем заключались преимущества монголов. Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 140. Какое событие изображено на картине художника П. Рыженко? Расскажите о нем.

— Сколько времени было у русских князей до вторжения Батыя после Калки? Была ли использована эта возможность для подготовки к встрече с врагом?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 142 – 144.

— Какие причины поражения русских княжеств модно назвать? Ответ на вопрос обсуждается в парах первого ряда.

Второй и третий ряды выясняют, обсуждая в парах, как повлияло «Батыево нашествие» на судьбу народов и государств Восточной Европы.

— Какой теперь ответ на вопрос урока мы можем дать?

— Какие гипотезы оказались верными?

— Как на уроке было найдено решение проблемы? Выполняется задание 4 на с. 147: «Объясните, согласен ли ты со словами русского летописца о последствиях монгольского завоевания…»

— Выполните задание. Определите последовательность событий: нашествия на юг Руси, вторжение на Рязанскую землю, битва на Калке, создание Монгольского ханства Чингисханом, битва за Козельск.

Что нового вы узнали?

Что вызвало у вас затруднения?

1.На уроке я работал

а)активно; б) пассивно;

2.Своей работой на уроке я

а) доволен; б) не доволен

3.Урок для меня показался

а) коротким; б) длинным

4.За урок я
а) не устал; б) устал

5.Мое настроение

а) стало лучше; б) стало хуже

6.Материал урока мне был

а)понятен; б)не понятен
в)полезен; г) бесполезен
д)интересен; е)скучен
ж)легким; з)трудным

7.Домашнее задание как ты думаешь, будет

а)интересно; б) не интересно

— Несчастья Руси в XIII веке на этом не закончились. На западе появилась новая серьезная опасность. Как с ней справились наши предки, вы узнаете дома, прочитав параграф 14 дома, ответьте на вопросы перед ним.

Дать задание двум учащимся подготовить рассказ-сообщение о Невской битве и Ледовом побоище.

Читают первый абзац на с. 136.

Выполняют задание на с. 136.

Коллективное обсуждение задания.

— Сегодня пойдет речь о событиях XIII века.

— На востоке появились племена монголов.

Читают документ, отвечают на вопрос к нему.

— Русские князья не были трусами и были полны решимости защищать Русь от нашествия монголов.

В коллективной беседе определяется противоречие между документом и фактом завоевания Руси.

Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?

Предлагают свою гипотезу (с одобрением принимается любая, даже самая

)

Примерные ответы учащихся на основе знаний по Всемирной истории из учебника «Средние века» — параграф 11: «Монгольское войско было сильным и хорошо организованным. Монголы завоевали Китай и использовали его технические изобретения для завоевания народов.

Невыносимой жестокостью объединил он племен в одно государство, которое путем завоеваний превратилось в огромную державу. Его границы должны были дойти «до последнего моря на западе».

— Изображены последствия битвы на Калке. Рассказывают о битве и ее последствиях.

— До вторжения Батыя было 12 лет. Возможность подготовки к встрече врага была упущена – князья по-прежнему ссорились друг с другом.

Выясняется, что русские города оказали упорное сопротивление, но силы оказались неравные. Привести примеры героизма русских людей.

На выполнение задания дается 3 минуты. Далее идет коллективное обсуждение, в ходе которого делаются записи в тетрадь и на доску.

В процессе обсуждения выясняется, что главными причинами поражения русских княжеств стали раздробленность и усобицы князей, что героизм и желание русского народа защищать свою страну обеспечивали все шансы дать достойный отпор монголам.

Последствия нашествия Батыя:

  1. Разрушенные города (возродилось всего 20 городов).

  2. Жизнь на Руси замерла на столетие.

  3. Гибель и угон в рабство сотен тысяч русских людей.

  4. Разрушены храмы, сожжены книги, иконы.

  5. Забыты многие ремесла.

  6. Земледельцы бегут в леса.

  7. Гибель бояр и дружинников. Сложно набрать новое войско.

Вывод: Монгольское нашествие стало катастрофой для русских земель. Разрушены многие княжества. Хан Батый создал новое государство – Золотую Орду.

— Русь не удалось защитить от монголов из-за раздробленности и усобиц князей. Учитывая героизм и желание русского народа защищать свою страну, можно утверждать, что были все шансы дать достойный отпор монголам.

РУУД

1)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

ПУУД:

применять символы для решения учебных и познавательных задач.

Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

КУУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

ПУУД

обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Анализ изученного материала, установление причинно-следственных связей на основе межпредметных связей

КУУД умение доказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении проблемы

РУУДопределение фактов для доказательства своей точки зрения.

РУУД Умение применять символы для решения учебных и познавательных задач.

КУУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

ПУУД умение объяснять исторические факты и понятия в целостную картину.

ЛУУД Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

ЛУУД 1) аргументированное оценивание действий участников исторических событий, эмоциональное сопереживание событий, формирование мировоззренческой позиции

2) умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

ПУУД Умение обобщать и делать выводы.

РУУД Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ЛУУД Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учётом устойчивых познавательных интересов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: