О ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СКРИПАЧЕЙ
Методическое сообщение
преподавателя
МБУДО «ОДШИ им. Д.Б.Кабалевского»
Черненко В.Б.
Общеизвестно, что начальный период имеет определяющее значение для успешности всех последующих этапов обучения скрипача. Привычки, появляющиеся в ранний период обучения, непосредственно влияют на все дальнейшее развитие ученика.
В работе с начинающими особенно сложную задачу для педагога представляет собой приспособление ученика к инструменту и освоение первичных игровых навыков. Главным препятствием на пути решения этой задачи является зажатость мышц. Перенапряжение мышц и отсутствие свободы движения суставов не только негативно сказывается на формировании правильных приемов игры, но и снижает активность слухового восприятия и представления о музыкальном звучании.
Современная скрипичная школа достигла больших успехов в разработке методов начального обучения. Создание учебных пособий, сборников этюдов, обновление художественного материала – все способствовало развитию скрипичных классов.
Подготовить ребенка к совершению новым и сложным для него ощущениям и движениям, которые раньше не встречались в его повседневной жизни — это основная задача педагога. В этих вопросах недолжно быть как бы «мелочей», которые если своевременно не исправить, перерастают в крупные недостатки.
Физическое перенапряжение провоцирует неверно формируемые двигательные навыки. Основная задача педагога в начальном периоде обучения – научить ученика понимать собственные ощущения. Двигательные навыки формируются на основе физиологического принципа движения – расслабление.
Расслабление – одна из сложных и важных проблем в формировании игрового аппарата. Отчего большое значение в начальном периоде имеет предварительная работа с учеником без инструмента. Обучение не должно носить визуальный характер, т.к. такой метод не дает должного эффекта, но зачастую приносит отрицательный результат.
В современной методической литературе проблемам предварительной двигательной подготовке ученика уделяется недостаточно внимания. Поэтому приходится в работе применять свои придумки и различные приемы, упражнения.
Рассмотрим приемы возникновения напряжений и их преодоление в процессе постановки игрового аппарата.
Одной из главных причин возникновения мышечных напряжений является действие хватательного рефлекса. Призыв к «освобождению рук» редко достигает успеха, поскольку безусловный рефлекс сразу устранить нельзя.
В большинстве случаев приходиться очень долго и настойчиво работать над решением этой задачи, используя различные упражнения. Но мышцы плохо работают в режиме напряжения и расслабления. Чтобы этого не случилось, ученик должен раньше получить представление о напряжении и расслаблении, об ограничении усилий при выполнении какой-либо работы.
Нужно приучать ученика ориентироваться в своих ощущениях. Тренировка дает представление о естественности движений рук и ее частей. Особенно важно научить ребенка сознательно освобождать мышцы плечевого пояса и лопаток, т.к. от них зависит свобода движения рук в плечевых суставах.
Не менее важно добиваться и свободы движений предплечья, кисти и пальцев.
Зажатость мышц иногда бывает обусловлена психологическими причинами (страх, нервная обстановка и т.д.). В таких случаях достаточно бывает переключить внимание ребенка на музыкальные задачи (слушать свою игру). Нередко (как уже упоминалось0 постановка сводится к чисто внешним положениям и приемам (держание скрипи и смычка) после чего уже идет работе над формированием игровых навыков. Другими словами – постановочный процесс как бы разделяется на 2 части: статистическую и двигательную. Такое разделение задач часто приводит к тому, что двигательные навыки начинают формироваться на базе неверно сложившихся постановочных форм, в результате чего и образуется скрытая зажатость рук. Во всей постановочной работе необходимо исходить из двигательной целесообразности, обеспечивающей качественное звукоизвлечение и чистую интонацию.
Процесс начальной постановки можно условно разделить на части:
общее положение корпуса и рук;
приспособление левой руки и пальцев к игровым движениям;
приспособление правой руки и управление смычком.
Остановимся на постановочных моментах.
Положение корпуса.
Распределение тяжести тела при игре — важный навык, который надо специально формировать на начальном этапе занятий (перемещение тяжести тела с одной ноги на другую). Такие упражнения способствуют раскрепощению всех мышц. Полезно объяснить состояние рук, которые должны быть легкими, как бы подвешенными в плечевом суставе. (Можно придумать свои упражнения). В целом, подобная работа должна быть настойчивой, устремленной к достижению двигательного комфорта.
Левая рука.
Чтобы не допустить у начинающих крепкого держания скрипки, необходимо уделять больше внимания налаживанию точек опоры. Инструмент не держат, а он лежит на 2-х точках опоры (основной и вспомогательной). Правильное налаживание и ощущение этих точек позволяет достигнуть уверенности и стабильности в удерживании инструмента и следовательно, свободы движений (беглости, интонационной устойчивости, переходов, вибрации). Полезно практиковать движение левой руки вдоль грифа (подготовка к позициям), и так же тренировать работу и отдых пальцев.
Правая рука.
Приступая к организации игровых движений правой руки главное – передача веса руки и смычка, приспособление пальцев к удержанию смычка.
Ученик должен научиться свободно уравновешивать смычок в пальцах.
В начале работы над постановкой правой руки нередко используют карандаш, чтобы усвоить естественное расположение пальцев. Но в дальнейшем при работе со смычком необходимо добиться правильной регулировки веса смычка. Особое внимание уделять большому пальцу правой руки. Многие дефекты звучания и техники смычка связаны с плохим приспособлением и зажатостью большого пальца. Палец должен быть в несколько согнутом положении и оставаться свободным и пружинящим.
В процессе поисков наиболее естественных, свободных, эластичных и легких игровых движений формируется наиболее рациональное приспособление к инструменту, создается база для перспективного развития скрипача.
Большое значение в начальном обучении имеет целостность музыкальных и технических задач. Эмоциональное и музыкальные стоны в обучении должны быть уравновешены, тогда может быть обеспечена целостность его исполнительского мышления и игровых действий. Комплексное воспитание начинающего скрипача создает прочный фундамент его последующего развития.