ОУД по музыке «Морская фантазия»
с использованием инновационных видов и форм
музыкально-ритмической деятельности
(для старшего возраста)
Цели: развивать у детей чувство ритма, музыкальную и слуховую память, танцевальное творчество, пластичность; расширять знания о морских обитателях; воспитывать любовь к природе.
Билингвальный компонент: море – теңіз, рыба – балық, звезда – жұлдыз.
Копилка музыкальных терминов: ритм, мелодия, характер музыки.
Оборудование, наглядный материал: морская галька, ракушки, игрушка краб, DVD-проигрыватель, телевизор, фонограмма «Звуки природы»
Ход занятия
М.р.: Сәлеметсіңдер ме балалар! Сегодня вас ждут необыкновенные приключения и необычайные открытия. К путешествию готовы? Тогда садитесь на наш любимый паровозик, поехали!
Ритмическое упражнение «Паровоз»
М.р.: Куда это мы приехали, как вы думаете, ребята? Правильно, это берег моря! Сегодня море – теңіз, откроет нам все свои тайны. Посмотрите,вот рыбки резвятся в волнах: алтын балық, қызыл балық, кішкентай балық, үлкен балық; медузы плавают у берега. А на берегу пальма стоит, а под ней краб сидит.
Пальчиковая игра «Краб» Е. и С. Железновых
М.р.: Как здесь хорошо! Мы будем отдыхать, веселится, играть.
Как на море, на просторе,
Волны весело шумят.
Как на море, на просторе,
Чайки белые кружат.
Музыкальная игра «У синего-синего моря»
М.р.: Повеселились – пора и отдохнуть. Сядем на бережок, послушаем музыку моря и определим, какое у него сегодня настроение. Балалар әуен тындаймыз
Слушание музыки «Морской прибой» из серии «Звуки природы»
М.р.: Так какое же море — теңіз сегодня? (Спокойное, тихое, ласковое, доброе)
А вам хочется сочинить песенку про море? Я придумала вот такие слова:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет»
А вы попробуйте сочинить мелодию.
Песенная импровизация
М.р. Давайте погуляем по бережку, посмотрим, что здесь интересного (находят три ракушки). Ракушки – старые домики моллюсков. Теперь в них никто не живет. Но когда приложишь ракушку к уху, то услышишь звуки моря. Все ракушки звучат по-разному. У большой – самый низкий голос, у средней – не высокий и не низкий, а у маленькой – самый высокий голосочек.
М/д игра «Три ракушки»
М.р.: Пойдемте дальше, балалар! Что еще найдем мы на берегу?(подходят к камушкам) Это морские камушки, они потому такие гладкие, что вода долго их гладила. Возьмите по два камушка, давайте поиграем!
Речевая игра «Тук, тук, камушки»
М.р.: Я предлагаю сделать из этой игры маленькую песенку. Балалар ән айтамыз.
Распевка «Тук, тук, камушки»
М.р.: Я по камушкам стучу
Ритмы разные учу.
Попробуйте повторить ритм за мной.
М/д «Повтори ритм за мной»
М.р.: Ребята, кладите свои камушки и посмотрите, что я нашла. Это морская звезда – теңіз жұлдызы. Она, наверное, может исполнять желания. Давайте попросим ее показать нам глубины моря – так хочется туда заглянуть! Ну-ка, скажем вместе волшебные слова и прохлопаем ритм в ладоши:
«Море с нами ты дружи,
Море, тайны покажи!»
(Воспитатель снимает занавес с экрана телевизора. Дети смотрят небольшой фрагмент об обитетелях подводного мира)
М.р.: Понравилось вам море? А кого вы видели на глубине? (Ответ детей) А осьминога – сегізаяк вы видели? А потанцевать, как осьминожек вы хотите? Морская звезда дарит нам волшебные перчатки – «осьминожки».
Вправо-влево повернись,
В осьминогов превратись! (Дети надевают на руки перчатки) Балалар, би билейміз.
Танцевальная импровизация «Осьминожки»
М.р.: А солнышко как припекает, так жарко стало! Пошли купаться!
Ритмическая игра «Бултых»
Смешные человечки Не могут посидеть: На бережок к водичке Им хочется успеть. И вот уже поплыли, Кто рыбкой, кто спиной, А вовсе не застыли Под теплою волной. Бултых! Нырнули дружно И вынырнули враз. Теперь обсохнуть нужно На травке нам сейчас! |
Бегут по кругу мелкими шагами Имитируют плавание Присели Встали на носочки Ложатся на живот, болтают ногами |
Релаксация «Отдых на море»
(звучит спокойная расслабляющая музыка)
М.р.: Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Итак, мы с вами находимся в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываются глаза – и мы оказываемся в нашем детском саду. Расскажите, какие ощущения остались у вас после нашего морского путешествия? (Дети отвечают)Я тоже получила заряд бодрости. Мы все полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день. Сау болыныз, балалар!