Открытый урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Равнины и горы России»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

СТАНИЦЫ НЕЗЛОБНОЙ»

Открытый урок окружающего мира в 3 классе «Б»

по теме: «Равнины и горы России»

УМК: «Школа России»

Учебник: «Мир вокруг нас 3 класс», А.А.Плешаков

Дата проведения: 17.01.2019 г.

Педагог: Семинкова Елена Михайловна

Урок по окружающему миру по теме:

«Равнины  и горы России». (3 класс).

Тип урока: объяснение нового материала

Цели:

1.     Образовательный аспект:

        сформировать  у учащихся представление о равнинах и горах;

        познакомить с равнинами и горами на территории России;

2.     Развивающий аспект:

        развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой;

3.     Воспитательный аспект:

        воспитывать культуру общения, умение работать в группах, в парах, выслушивать и уважать мнение других;

        воспитывать любовь Родине,  к родной природе.

Структура урока: урок – путешествие

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, мультимедийная установка, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», тетради  на печатной основе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку  в книге знаний.

Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

2. Проверка домашнего задания.

— Скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке? ( Об объектах всемирного наследия)  Чем они знамениты? На какие 2 группы делятся?  Расскажите о них. В нашей стране есть такие объекты?  Покажите их на карте(учитель помогает)  и пометьте фишками, я даю два цвета фишек. Почему?  (природные: оз. Байкал, горы Алтай, вулканы Камчатки; сделанные руками людей: Московский Кремль, Исторический центр Санкт – Петербурга, деревянные церкви в Кижах.)

 

3.  Подготовительная работа к усвоению нового материала. Актуализация знаний.

—  Сегодня мы продолжим путешествие по планете Земля. А исследовать будем территорию нашей с вами страны, которую называем Россия.

— Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней!

— Почему же нет родней страны для нас?

 — Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по просторам нашей Родины. Мы увидим как выглядит поверхность нашей страны, исследуем её, сделаем правильные выводы (слайд № 1 — тема).

— Материк, на котором расположена Россия? (Евразия)

— А чем особенна Россия? (самая большая по площади страна мира)

— К  путешествию мы подготовились, у каждого из вас есть листы самоконтроля. Впишите в них те знания по теме, которыми уже обладаете, т. е. то, что знаете.  Есть желающие рассказать нам о своих знаниях? Кто мне подскажет, в чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

— Цели нашего урока таковы: (слайд № 2)

        Формирование общих представлений о рельефе России, его основных формах.

        Формирование яркого, запоминающегося образа равнин и гор России.

— Совпадают цели?

 План нашего урока (слайд № 3).

        Общая характеристика рельефа России и его особенности.

        Знакомство с  равнинами и горами  нашей страны.

        Практическая работа «Изготовление шкалы высот»

 В целях урока, в плане звучит слово «рельеф», а что оно значит?

Рельеф —  совокупность неровностей  земной поверхности )

4. Приобретение новых знаний.

— Материк, на котором расположена Россия? (Евразия)

— А чем особенна Россия? (самая большая по площади страна мира)

— Исследуйте физическую карту России

— Какой вывод сделаем о поверхности России?  (разная, есть и равнины и горы)

-Что такое равнина? Что такое горы?  Чтобы дать точное определение, поработайте со словарями, которые лежат на ваших партах.  (Дети дают определения)

— Исследуйте атлас. Покажите на карте равнинные территории и горные (ученик у доски).

— Как  на карте показаны неровности? (при помощи цвета) 

Закрашены одинаковым цветом?  Почему?

— Наше виртуальное путешествие начинаем с западных границ,  первое знакомство с равнинами (слайд № 4).

Просмотр, фронтальная беседа.

( слайд №  5) Восточно – Европейская равнина.  Перед вами раскрылась Восточно – Европейская равнина России. Это одна из самых крупных равнин мира. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба,  и  даже есть  полупустыни. (исследуем слайд,  стр. 66 учебника,1 абзац,

— Какая же поверхность данной равнины?

-Формируем вывод: равнина холмистая )

(Слайд № 6)  Западно – Сибирская равнина

Равнина расположена сразу за Уралом. Тоже очень большая. Здесь есть тундра, тайга, и только на юге равнины степи, где растят хлеб, где  живем мы с вами.

(исследуем слайд  стр. 66-67 учебника, абзац 2)

— Какую поверхность имеет Западно – Сибирская равнина?

— формируем вывод: равнина плоская

(Слайд № 7)  Средне – Сибирское плоскогорье (исследуем слайд, стр.67 учебника, абзац 3)

— какую поверхность имеет эта равнина?

-вывод: возвышенное пространство,  напоминающее горную местность.

— Я дополню, ребята. Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые  устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.

Вывод:  Равнины делятся на 3 группы: плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье (слайд № 8, 9).  При помощи каких цветов на карте показаны равнины, ведь они разные? (дети дают объяснения)

 — В начале урока вы получили шаблоны шкалы высот, мы сделали выводы о равнинных территориях , закрасьте в нужные цвета шкалу высот равнин. (Дети закрашивают полученные в начале урока шаблоны шкалы высот)

— Равнины составляют большую часть территории нашей страны, значит мы преодолели уже большой путь. Пора отдохнуть.  Объявляю привал. (электронная физминутка «Клоуны»)

— Чтобы вам не скучать на привале, специально для вас клоунада. Встаньте из- за парт, внимательно следим за клоунами.

 Продолжаем работу.  Дальнейшее наше знакомство будет с горами России. Внимательно исследуйте карту,  определите местоположение горных  территорий, назовите их. (Дети называют, показ у карты, слайд №  10).

 Ребята, скажите,  в природе чаще  мы видим одиноко стоящую гору или целую горную цепь? 

-Цепь из гор называется горной системой.

-Первое знакомство с самой высокой горной системой – Кавказскими горами. (слайд № 11)

— Исследуйте учебник на стр. 68.

— Что можете сказать о Кавказских горах?

— Вывод: горы высокие, более 5000 метров, вершины покрыты льдом и снегом, горы остроконечные, молодые, продолжают расти. Высочайшая точка России г. Эльбрус имеет 2 вершины.( 5642м., 5621м.) (слайд № 12)

Там у подножия гор очень красивая природа. В горах течет большое количество быстрых рек.

— Уральские горы. ( слайд № 13) Исследуйте материал о них на стр. 67 учебников

— Что можно рассказать об этих горах?

— Вывод: низкие, до 2000 метров, называют каменным поясом русской земли, так как делят Россию на европейскую часть и азиатскую (показ учителя), старые горы с тупыми вершинами. Наивысшая точка – гора Народная, её высота 1895 метров (слайд № 15).

— Урал – это кладезь полезных ископаемых. Чего здесь только нет!  Есть железо и медь, алюминий и цинк, золото и платина, а ещё есть драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и еще много других.

— Алтайские горы (слайд № 16). Об Алтайских горах мы уже говорили на прошлых уроках.  Вспомните куда включены горы Алтай, как переводится это слово. Чем привлекает Алтай? Какова же  высота гор? Высшая точка? (слайд № 17)  гора Белуха (4506 м ) Как думаете, а почему гору назвали Белухой?

— А Белуха, как и  г.Эльбрус тоже имеет 2 вершины: восточную и западную. Восточная -4506 м., а западная – 4460 м. ребята,  когда горы растут, то случаются землетрясения. Так  в алтайских горах два года назад было сильное землетрясение. Это говорит о чем? Да, горы растут, они молодые.

— Исследуйте атлас и найдите горную систему, расположенную рядом с Алтайскими горами. Саяны (слайд № 18)  Это небольшая горная система  средней высоты, с тупоконечными вершинами.  Высота гор —   до 4000 м. Наивысшая точка 3956 метров.

— Нам предстоит еще одно знакомство с очень интересной горной системой, о которой мы уже говорили. Я загадаю вам, а вы узнайте о каких горах идет речь.

 — Есть гора, а на её вершине огнедышащая  яма, называем гору мы (вулканом) Где в России много вулканов?

— Конечно, это горы полуострова Камчатка. Найдите их на своих  картах. (Слайд № 19)

 Исследуйте учебник  на стр. 69. 2 абзац и карту. Что интересного узнали о горах Камчатки ? ( там 28 действующих вулканов, самый высокий – Ключевская Сопка — 4750 м) Интересное зрелище извержение вулкана. (слайд № 20)

— Извержение вылкана на Камчатке зрелище достаточно частое. Вулканы могут долго –долго спать, но для каждого действующего вулкана наступает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб дыма, газов, шлака, освещенный багровым пламенем. (слайд № 21)

— Еще раз взгляните на карту. Какой вывод сформулируем о горах?

( Слайд № 22) Есть молодые горы, они высокие, остроконечные. Есть старые, тупоконечные, средние или низкие по высоте.

Какой вывод можно сделать, глядя на карту?  Горы показаны при помощи коричневых оттенков цвета. Чем выше, тем темнее цвет.

 Доделайте практическую работу, закрасив последние  клетки в графе «горы».

5. Закрепление полученных знаний:

— Мы прошагали с запада на восток по равнинам и горам России.

Какой же общий вывод о рельефе нашей страны мы можем сделать? (ответы детей, слайд № 22)

— Вернемся к карте.  При помощи чего  на карте  мы показываем неровности?  ( При помощи цвета)

 Какими цветами изображаем равнины? ( от темно – зеленого до светло – желтого) На какие виды делятся равнины?

 Какими цветами изображаем горы? ( от светло- коричневого до темно – коричневого).

 Чтобы закрепить полученные вами знания, проведем небольшую географическую  игру, которая называется  «Соедини». Каждый получает карточку, где нужно верно соединить  географический объект с  видом его рельефа .

6. Рефлексия

— Молодцы! А теперь вернемся к плану нашего урока. ( слайд № 3) Справились ли мы с ним?  А теперь  возьмите карты своего контроля. Отметьте, что нового узнали? Поделитесь.

Понравился урок?

7. Итог урока. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание: учебник  стр. 64-70, ответить на вопросы (стр 70), тетрадь на печатной основе стр. 21-22.

 Закончить урок  я хочу стихотворением.  

Есть у нас в России прекрасные равнины,

Там чистейший воздух, там цветут люпины,

Кое – где с холмами, плоские другие

На равнине также мы живем с родными.

У моей России горы величавы,

Выросли грядами, гордые, как павы.

Вот седой Урал, порос травою,

А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.

У моей России бескрайние просторы

Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.

Отправляйся в горы, отдохни в низине, —

Все, что ты увидишь – Родина, Россия!

 Любите и берегите нашу Родину! Урок окончен.

Дополнительный материал к уроку:

Презентация к уроку

Карточки для игры

Словарь

Шаблон скалы высот

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: