Павлово-Посадский платок
Павловский Посад — город в Московской области, центр Павлово-Посадского района. Расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы в 68 км к востоку от Москвы. Впервые упоминается в 1328 году как село Павлово или Вохна в духовной грамоте Ивана Калиты. Был вотчиной князя Дмитрия Донского, который побывал здесь после Куликовской битвы. Город Павловский Посад был учреждён решением императора Николая I 2 июня 1844 год на месте сёл Павлово (оно же Вохна), давшего название городу,
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) — один из старейших российских текстильных центров. В XVIII — первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной
Павлово-посадские набивные платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.
Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры.
Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в «Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки.
Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского платка. Обычный рисунок павлово-посадского платка — от крупного по краям к мелкому в центре. По углам — крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами (тем не менее, даже самые мелкие части орнамента тщательно прорисованы).
Число тонов в рисунке от 10 до 18, может доходить до 30. Не удивительно, что павлово-посадские платки отличаются удивительнейшей красочностью. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Такое великолепие павлово-посадского платка было основано на искусстве резчиков набойных досок (с них на ткани печатался рисунок)
Издавна знаменитый рисунок павлово-посадских платков — это цветочные букеты и гирлянды. У индийских кашемировых шалей, приобретших популярность в Европе во времена Наполеона, мастера Павловского Посада позаимствовали орнамент «турецкие огурцы». Излюбленные цвета фона павлово-посадских платков — белый, черный, красный, темно-синий и вишневый (цвета, традиционно ассоциирующиеся с роскошью).
После 1917 года искусство изготовления набивных шерстяных платков с великолепным узором угасло. Видимо, советская власть считала, что Россия вполне может обойтись и без роскошных павлово-посадских платков, зато остро нуждается в хлопчатобумажных тканях с набивным и печатным узором. Но после второй мировой войны в Павловском Посаде вновь начали изготавливать знаменитые многоцветные платки, применяя ручную набойку.
В конце 50-х годов прошлого столетия появились современные печатные машины, техника фотопечати, и с тех пор в Павловском Посаде изготавливается совсем немного платков ручной набойки. Но даже тиражированные платки, изготовленные с помощью современных методов печати, сохраняют традиционный павлово-посадский колорит: роскошь расцветки и точность рисунка.