Рабочая программа по биологии 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена с учётом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
-
Федерального Закона № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 год
-
приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2012 N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
-
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Учебного плана МКОУ Манинская СОШ на 2013-2014 учебный год;
-
Годового календарного учебного графика МКОУ Манинская СОШ на 2013-2014 учебный год;
-
Образовательной программы МКОУ Манинская СОШ;
-
Положения о рабочей программе педагога МКОУ Манинская СОШ.
В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов и в 11 классе – 35 часов. Согласно учебному плану МКОУ Манинская СОШ на 2013-2014 учебный год и по запросу родителей (лиц их заменяющих) представлен дополнительный час в неделю из часов компонента общеобразовательного учреждения. Таким образом, на изучение базового систематического курса химии в 10 классе отводится 70 часов и в 11 классе – 70 часов (2 часа в неделю). Только в этом случае у учащихся появляется возможность изучать и усваивать содержание базового стандарта по биологии в полном объёме.
Рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автор А.Е. Андреева и другие, под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой – М.: Мнемозина, 2011 Данная программа принадлежит к завершённой авторской линии, содержит полное программно-методическое обеспечение, соответствует потребностям детей и их законных представителей.
УМК А.Е. Андреевой, Д.И. Трайтака Н.Д. Андреевой соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. УМК представлен программой, учебником для 10, 11 классов и рабочими тетрадями для учащихся.
Данный УМК даёт возможность:
— организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке и дома;
— осуществить дифференцированный подход при обучении биологии;
— организовать исследовательскую деятельность при работе с теоретическим и практическим материалом.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора содержания рабочей программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В определении структуры содержания базового общеобразовательного курса биологии важную роль играет идея системной и многоуровневой организации живой природы, смысл которой отражает выражение: «Живые системы — открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся».
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой.
Пять лабораторных работ являются этапами уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Все лабораторные работы проводятся после инструктажа по ТБ.
При составлении рабочей программы были внесены следующие коррективы в содержание примерной программы:
Из раздела «Уровни организации живых систем» темы «Популяционно-видовой уровень (4 часа)», « Биогеоценотический уровень (5 часов)», «Биосферный уровень (3 часа)» перенесены для изучения в 11 класс. Такой подход при составлении рабочей программы не нарушает целостность восприятия тем «Эволюция» и «Экология».
Содержание тем учебного курса:
Введение (2 ч)
Характерные черты культуры и науки. Методы биологической науки. Становление и развитие биологии.
Место биологии в системе наук о природе. Связь биологии с химией, физикой, географией, математикой.
Биология — теоретическая основа медицины, агрономии, животноводства, растениеводства и других отраслей народного хозяйства, связанных с живыми организмами.
Значение биологии в жизни общества и каждого человека.
Уровни организации живых систем (35 часов)
Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки; их значение в жизни клетки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), их свойства и биологическое значение. Репликация ДНК. АТФ, ее свойства и биологическое значение.
Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии.
Клетка — структурная и функциональная единица жизни.
Поверхностный аппарат клетки, его значение. Цитоплазматическая мембрана, ее строение и основные функции.
Цитоплазма (клеточный матрикс, органоиды, включения). Синтетический аппарат клетки: рибосомы, эндоплазматическая сеть (ЭПС), комплекс Гольджи, пластиды (хлоропласты). Энергетический аппарат клетки: митохондрии, пластиды. Аппарат внутриклеточного переваривания: лизосомы. Опорно-сократительный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Жгутики. Клеточный центр. Включения цитоплазмы.
Ядерный аппарат клетки. Ядерная оболочка и ее значение. Ядерный матрикс. Хромотим и хромосомы. Строение хромосом. Ядрышко. Значение ядерного аппарата в жизнедеятельности клетки.
Прокариоты и эукариоты. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен и его значение. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез.
Понятие «ген». Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция. Понятие о реакциях матричного синтеза.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его фазы. Биологическое значение мейоза.
Организм как биологическая система.
Питание организмов. Автотрофное и гетеротрофное питание. Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы: деление клеток, размножение спорообразованием, почкованием, фрагментами тела; вегетативное размножение. Половое размножение. Особые случаи полового размножения (партеногенез, гермафродитизм). Гаметогенез. Оплодотворение у животных и растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Онтогенез и его периоды: эмбриональный, постэмбриональный, период взрослого организма, старение.
Неклеточная форма жизни — вирусы. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.
Лабораторные работы
«Каталитические функции белков. Расщепление пероксида водорода под действием каталазы».
«Транспортная функция мембраны (плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений)».
«Строение растительной, животной и грибной клеток».
«Изучение митоза в клетках корешка лука» «Сперматогенез и овогенез. Начальные этапы дробления клетки».
Наследственность и изменчивость (29 часов)
Генетика как наука. Предмет изучения генетики. Основные этапы развития генетики. Методы, применяемые в генетических исследованиях. Основные понятия генетики.
Основные закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования).
Доминирование. Анализирующее скрещивание.
Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы и определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Генотип как целостная система, взаимодействие генов: комплементарное, эпистаз, полимерия.
Модификационная изменчивость. Качественные и количественные признаки. Статические закономерности модификационной изменчивости.
Наследственная изменчивость. Виды генетической изменчивости: мутационная и комбинативная. Мутации: геномные, хромосомные, генные. Мутагенез и мутагены.
Гомологические ряды в наследственной изменчивости (закон Н. И. Вавилова).
Генетика человека как наука. Актуальность проблем генетики человека. Геном человека. Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, молекулярно- генетический, биохимический.
Наследственные болезни человека: генные, хромосомные. Тератогенные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование.
История развития селекции. Селекция как наука. Задачи селекции. Основные понятия селекции. Учение об исходном материале. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Современные направления развития селекции. Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная, хромосомная и генная инженерия. Проблемы биотехнологии.
Лабораторная работа
«Статистические закономерности модификационной изменчивости».
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
Учащиеся должны:
понимать мировоззренческую значимость биологии;
знать основные свойства и уровни организации живой материи;
знать химический состав клетки, роль основных органических и неорганических веществ в клетке;
знать основные свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), АТФ;
иметь представления о науке молекулярной биологии, о цитологии как науке, о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
уметь определять связь строения и функций органоидов клетки;
приводить определения основных цитологических понятий;
сравнивать строение и функции растительных и животных клеток;
давать сравнительные характеристики прокариотическим и эукариотическим клеткам;
знать основные положения клеточной теории;
иметь представление о вирусах как неклеточной форме жизни;
знать меры профилактики вирусных заболеваний;
иметь представление о живом организме как открытой, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системе;
уметь классифицировать организмы по способам питания (по источнику углерода) и способам дыхания;
уметь определять связь строения и функций органов;
знать способы и биологическое значение размножения организмов;
знать основные периоды онтогенеза и влияние условий среды на онтогенез;
знать значение митоза, мейоза, гаметогенеза и оплодотворения;
понимать характер влияния факторов окружающей среды на митоз и мейоз;
понимать сущность, значение и взаимосвязи энергетического и пластического обмена;
понимать сущность процесса биосинтеза белка и его биологическое значение;
иметь представление о генетике как науке;
давать определения основных генетических понятий;
понимать основные закономерности наследования;
знать основные положения хромосомной теории наследственности;
иметь представления о генотипе как целостной системе;
знать основные закономерности изменчивости и закон гомологических рядов;
знать причины мутации и их биологическое значение;
знать основные виды мутагенов;
понимать сущность и причины наследственных болезней человека;
иметь представление о селекции как науке и ее практическом значении;
Характеристика оценивания в 10 классе
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения лабораторных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил более половины работы.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Литература для учителя и ученика:
-
Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы (авто А.Е. Андреева М.: Мнемозина, 2011
-
Учебник Биология 10класс, А.В. Теремов, РА. Петросова, М.: Мнемозина, 2010
-
Рабочая тетрадь Биология 10 класс Н.А. Андреева, Н.Ф. Бодрова
-
Тестовые задания по общей биологии А.В. Теремов М.: Мнемозина 2009
-
Биология. Теория, тренинги, решения. С. Циклов М.: Учительская газета 2012
-
Тестовые задания к основным учебникам 10-11 класс М.: Эксмо 2009
-
ЕГЭ: шаг за шагом 9 – 11 класс М.: Дрофа, 2011
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
-
Компьютер
-
МФЦ
-
Мультимедийный проектор
-
Экран
-
DVD плеер
-
Телевизор
-
Световой микроскоп (10 шт)
-
Микропрепараты по разделам биологии
-
Лабораторное оборудование
-
Гербарии различных групп растений
-
Таблицы по разделам биологии:
Цитология и генетика
Таблица 1. Уровни организации жизни
Таблица 2. Схема строения клетки. Многообразие клеток
Таблица 3. Фотосинтез
Таблица 4. Энергетический обмен
Таблица 5. Строение молекулы белка
Таблица 6. Схема биосинтеза белка
Таблица 7. Молекула ДНК и ее репликация
Таблица 8. Митоз — деление клетки
Таблица 9. Типы бесполого размножения
Таблица 10. Мейоз — образование половых клеток
Таблица 11. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных
Таблица 12. Типы постэмбрионального развития животных
Таблица 13. Законы наследования (1)
Таблица 14. Законы наследования (2)
Таблица 15. Формы наследственной изменчивости
Таблица 16. Формы модификационной изменчивости
Селекция. Эволюция. Экология
Таблица 1. Центры происхождения культурных растений
Таблица 2. Центры происхождения домашних животных
CD диск Общая биология 10 класс «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»
DVD Общая биология «Химический состав клетки»
DVD Общая биология «Клетка»
DVD Биология «Закономерности наследования, взаимодействие генов»
DVD Биология в школе «Генетическая изменчивость»
Биология, 6-11 класс. Лабораторный практикум: учебное электронное издание.- М.: Республиканский мультимедиацентр, 2004
Открытая биология. Версия 2.6. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов.- М.: ООО «Физикон», 2005
Биология 10-11 классы. Биотехнолгия, ЗАО «Новый день», 2005
http://bio.1september.ru/2001/07/5.htm — Копилка опыта «Задачи по генетике» Сергея Дмитриевича Дикарёва
http://school-collection.edu.ru — Цифровые образовательные ресурсы
http://www.bio.msu.ru/biotest.html — вопросы по биологии
http://som.fio.ru/ — Сетевое объединение методистов
http://teacher.fio.ru — Учитель. ru
http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology — Новые педагогические технологии
Календарно-тематическое планирование 10 класс биология
№ п/п |
Наименование темы |
Оборудование |
Планируемые результаты обучения |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
Введение (2часа) |
||||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Организация биологических систем |
Демонстрации: Уровни организации живой природы. |
Знать / понимать: методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем. характерные свойства Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы |
02.09 |
|
|
2. |
Разнообразие и изучение биологических систем |
Демонстрации: Биологические системы. Методы познания живой природы
|
Уметь: находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде; |
05.09 |
|
|
|
Уровни организации живых систем (35 часов) |
|||||
1. |
Клеточная теория. Методы изучения клеток |
Таблица «Схема строения клетки. Многообразие клеток» |
Называть: -жизненные свойства клетки; -положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Давать оценку значению открытия клеточной теории. |
09.09 |
|
|
2. |
Вода и минеральные вещества |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Давать определение ключевым понятиям. Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Приводить примеры биохимических эндемий. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. |
12.09 |
|
|
3. |
Белки. Состав и строение белков |
Демонстрации Строение молекулы белка.
|
Знать: — элементарный состав и мономеры белков; Уметь находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать её. |
16.09 |
|
|
4. |
Свойства и функции белков. Лабораторная работа «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках» |
Лабораторное оборудование и мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать функции белков. Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях |
19.09 |
|
|
5. |
Углеводы |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать: характеризовать биологическую роль углеводов. Уметь классифицировать углеводы по группам. |
23.09 |
|
|
6. |
Липиды |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать элементарный состав жиров. Уметь находить информацию о жирах в различных источниках и критически оценивать её |
26.09 |
|
|
7. |
Нуклеиновые кислоты: строение и функции |
Демонстрации Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК Таблица 7. Молекула ДНК и ее репликация
|
Знать: -типы нуклеиновых кислот; -функции нуклеиновых кислот. Уметь прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот. |
30.09 |
|
|
8. |
Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот. АТФ |
Демонстрации Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК |
Знать различия в строении и функциях ДНК и РНК и состав АТФ. Уметь прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот. |
03.10 |
|
|
9. |
Химическая организация клетки |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Систематизировать знания по химической организации |
07.10 |
|
|
10. |
Поверхностный аппарат клетки. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках» |
Демонстрации Строение клетки. Строение клеток эукариот DVD Общая биология. Цитология |
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: -органоиды цитоплазмы; -функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. |
10.10 |
|
|
11. |
Цитоплазма и одномембранные органоиды |
Демонстрации Строение клетки. Строение клеток эукариот |
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: -органоиды цитоплазмы; -функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. |
14.10 |
|
|
12 |
Полуавтономные органоиды клетки |
Демонстрации Строение клетки. Строение клеток эукариот |
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: -органоиды цитоплазмы; -функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. |
17.10 |
|
|
13. |
Немембранные органоиды клетки |
Демонстрации Строение клетки. Строение клеток эукариот |
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: -органоиды цитоплазмы; -функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. |
21.10 |
|
|
14. |
Ядро клетки. Лабораторная работа «Изучение строения клеток различных организмов» |
Демонстрации Строение клетки. Хромосомы. |
Знать: устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках. Уметь определять по немому рисунку структурные компоненты ядра. |
24.10 |
|
|
15. |
Строение и функции клеток |
Демонстрации Строение клеток прокариот |
Давать определения ключевым понятиям. Называть: -части и органоиды прокариотической клетки. Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот. Сравнивать: -строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения. |
28.10 |
|
|
16. |
Ассимиляция и диссимиляция клетки |
Демонстрации Обмен веществ и превращения энергии в клетке. |
Уметь характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. |
31.10 |
|
|
17. |
Фотосинтез. Световая фаза |
Демонстрации Фотосинтез |
Знать сущность фотосинтеза. Доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система |
11.11 |
|
|
18. |
Темновая фаза и значение фотосинтеза |
Демонстрации Фотосинтез |
Знать сущность фотосинтеза. Доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система |
14.11 |
|
|
19. |
Хемосинтез |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать сущность хемосинтеза. Уметь находить общие и черты отличия фотосинтеза и хемосинтеза. |
18.11 |
|
|
20. |
Энергетический обмен в клетке |
Демонстрации Обмен веществ и превращения энергии в клетке. |
Называть этапы энергетического обмена. Характеризовать: -сущность и значение обмена веществ; — этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы. |
21.11 |
|
|
21. |
Кислородный этап обмена веществ. |
Демонстрации Обмен веществ и превращения энергии в клетке. |
Называть этапы энергетического обмена. Характеризовать: -сущность и значение обмена веществ; — этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы. |
25.11 |
|
|
22. |
Реакции матричного синтеза. |
Демонстрации Характеристика гена. Демонстрации Строение молекулы ДНК. Удвоение молекулы ДНК. Хромосомы. |
Знать реакции матричного синтеза Уметь характеризовать этапы биосинтеза белка. |
28.11 |
|
|
23. |
Биосинтез белка |
Демонстрации Таблица 6. Схема биосинтеза белка
|
Знать реакции матричного синтеза Уметь характеризовать этапы биосинтеза белка. |
02.12 |
|
|
24. |
Обмен веществ и превращение энергии |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Уметь давать характеристику основных процессов жизнедеятельности |
05.12 |
|
|
25. |
Клеточный цикл и его периоды |
Демонстрации Деление клетки митоз Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать основные этапы клеточного цикла. Уметь давать характеристику этапов и периодов цикла. |
09.12 |
|
|
26. |
Хромосомный набор клетки |
Демонстрации Строение клетки. Хромосомы. Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать особенности хромосомного набора клеток. Уметь находить черты сходства и отличия в хромосомных наборах различных клеток. |
12.12 |
|
|
27. |
Митоз. Лабораторная работа «Изучение митоза в клетках корешка лука» |
Демонстрации Деление клетки митоз Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс Лабораторное оборудование |
Знать особенности митотического деления клеток. Уметь находить на готовых микропрепаратах основные этапы митоза и давать их характеристику. |
16.12 |
|
|
28. |
Формы размножения организмов |
Демонстрации Способы бесполого размножения. Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать формы размножения и уметь давать им характеристику. Уметь приводить примеры основных форм размножения. |
19.12 |
|
|
29. |
Мейоз |
Таблица 10. Мейоз — образование половых клеток Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать особенности мейотического деления клеток. Уметь находить на рисунках основные этапы мейоза и давать их характеристику. |
23.12 |
|
|
30. |
Гаметогенез у животных |
Демонстрации Половые клетки Оплодотворение у растений и животных. |
Знать основные этапы гаметогенеза у животных. Уметь определять по рисункам последовательность гаметогенеза. |
26.12 |
|
|
31. |
Эмбриональное развитие животных. |
Таблица 11. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать сущность эмбрионального периода развития организмов и роста организмов. Оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). |
16.01 |
|
|
32. |
Рост и развитие животных. |
Таблица 12. Типы постэмбрионального развития животных Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Называть: -начало и окончание постэмбрионального развития; -виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение непрямого постэмбрионального развития. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Объяснять, чем развитие отличается от роста. |
20.01 |
|
|
33. |
Размножение и развитие растений |
Демонстрации Многообразие организмов. Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Характеризовать цикл развития покрытосеменных растений. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках. |
23.01 |
|
|
34. |
Неклеточные формы жизни – вирусы. |
Демонстрации Строение вируса Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Давать определение ключевым понятиям. Перечислять признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития вируса. Выделять особенности строения вирусов. Доказывать: -что вирусы – это живые организмы; -что вирусы – внутриклеточные паразиты. |
27.01 |
|
|
35. |
Обобщение по теме «Размножение и развитие организмов» |
Демонстрации Многообразие организмов. Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Систематизировать знания по теме «Размножение и развитие организмов» |
30.01 |
|
|
Наследственность и изменчивость (29 часов) |
||||||
1. |
Методы и задачи генетики |
DVD Общая биология. Генетика Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Давать определение ключевым понятиям. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. |
03.02 |
|
|
2. |
Основные генетические понятия и символы |
Демонстрации Моногибридное скрещивание. Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать основные генетические понятия и символы. Уметь составлять схемы задач с использованием символики. |
06.02 |
|
|
3. |
Моногибридное скрещивание |
Демонстрации Моногибридное скрещивание.
|
Знать формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: -механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; — Анализировать содержание схемы при моногибридном скрещивании. Составлять: -схему моногибридного скрещивания;
|
10.02 |
|
|
4. |
Полное и неполное доминирование |
DVD Общая биология. Генетика |
Знать формулировки правила неполного доминирования Описывать: -механизм проявления закономерностей при неполном доминировании Составлять: -схему моногибридного скрещивания при неполном доминировании; |
13.02 |
|
|
5. |
Анализирующее скрещивание |
DVD Общая биология. Генетика |
Давать определение ключевым понятиям. Составлять схемы анализирующего скрещивания. Решать биологические задачи по теме «Анализирующее скрещивание». Объяснять практическое значение анализирующего скрещивания. Характеризовать проявление анализирующего скрещивания. |
17.02 |
|
|
6. |
Дигибридное скрещивание |
Демонстрации Дигибридное скрещивание |
Знать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Анализировать: -содержание определений основных понятий; -схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Уметь решать задачи |
20.02 |
|
|
7. |
Сцепленное наследование признаков |
Демонстрации Сцепленное наследование |
Давать определения ключевым понятиям. Объяснять механизм нарушения сцепления генов. Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунка. Характеризовать положения хромосомной теории. |
24.02 |
|
|
8. |
Хромосомная теория наследственности |
Демонстрации Сцепленное наследование. Хромосомные карты |
Знать положения хромосомной теории. Уметь решать задачи |
27.02 |
|
|
9. |
Генетика пола |
Демонстрации Генетика пола Демонстрации Наследование, сцепленное с полом. |
Знать цитологический механизм расщепления по полу. Выделять особенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схему хромосомного определения пола и объяснять механизм. Сравнивать кариотип мужчины и женщины. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа данных таблицы. |
03.03 |
|
|
10. |
Множественное действие генов |
DVD Общая биология. Генетика |
Знать проявления множественного действия генов. Характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа рисунка и схемы |
06.03 |
|
|
11. |
Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов. Уметь решать задачи. |
10.03 |
|
|
12. |
Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов. Уметь решать задачи. |
13.03 |
|
|
13. |
Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов. Уметь решать задачи. |
17.03 |
|
|
14. |
Закономерности наследственности |
Демонстрации Мутации. Модификационная изменчивость. |
Знать закономерности наследственности. Анализировать решение различных задач. |
20.03 |
|
|
15. |
Изменчивость организмов. |
Таблица 16. Формы модификационной изменчивости
|
Различные формы изменчивости. Объяснять причины изменчивости. |
31.03 |
|
|
16. |
Модификационная изменчивость. Лабораторная работа «Изучение модификационной изменчивости» |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Давать определения ключевым понятиям. Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. |
03.04 |
|
|
17. |
Наследственная изменчивость. |
Таблица 15. Формы наследственной изменчивости Модификационная изменчивость. |
Знать виды наследственных изменений. Уметь давать их характеристику. |
07.04 |
|
|
18. |
Генные и хромосомные мутации |
Демонстрации Мутации. Модификационная изменчивость. |
Знать причину генных и хромосомных мутаций. Уметь давать характеристику хромосомным мутациям. |
10.04 |
|
|
19. |
Геномные мутации |
Демонстрации Мутации. Модификационная изменчивость. |
Называть причину и сущность геномных мутаций. Уметь выявлять причины их возникновения. |
14.04 |
|
|
20. |
Закон гомологических рядов |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Уметь применять на практике положение закона гомологических рядов Н.И. Вавилова |
17.04 |
|
|
21. |
Закономерности изменчивости |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Уметь находить сходства и различия в различных формах изменчивости. |
21.04 |
|
|
22. |
Методы изучения генетики человека |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать основные методы изучения генетики человека. Уметь давать им характеристику. |
24.04 |
|
|
23. |
Наследственные заболевания человека. Значение генетики для человека |
Демонстрации Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации |
Называть виды наследственных заболеваний человека. Уметь выявлять причины возникновения и аргументировать направления здорового образа жизни. |
28.04 |
|
|
24. |
Обобщение по теме « Генетика — наука о наследственности и изменчивости» |
DVD Общая биология. Генетика |
Уметь решать задачи, тестовые задания с применением знаний по теме «Генетика – наука о наследственности и изменчивости |
05.05 |
|
|
25. |
Селекция как наука. Достижения селекции в России |
Демонстрации Центры многообразия и происхождения культурных растений DVD Общая биология. Основы селекции Таблица 2. Центры происхождения домашних животных
|
Характеризовать: -роль учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; -методы селекции растений и животных. Выделять различия массового и индивидуального отборов. Объяснять: -причины затухания гетерозиса; -причины трудности постановки межвидовых скрещиваний. |
08.05 |
|
|
26. |
Искусственный отбор и мутагенез |
Демонстрации Искусственный отбор. Гибридизация. DVD Общая биология. Основы селекции
|
Уметь давать характеристику искусственному отбору и мутагенезу |
12.05 |
|
|
27. |
Внутривидовая и отдаленная гибридизация |
Демонстрации Искусственный отбор. Гибридизация. DVD Общая биология. Основы селекции
|
Знать сходства и отличия внутривидовой и отдаленной гибридизации. |
15.05 |
|
|
28. |
Биотехнология. |
Демонстрации Исследования в области биотехнологии DVD Общая биология. Основы селекции
|
Называть методы, используемые в селекции микроорганизмов. Объяснять значение селекции микроорганизмов. Характеризовать успехи биотехнологии. Характеризовать успехи генной инженерии. |
19.05 |
|
|
29. |
Клеточная и генная инженерия |
Демонстрации Исследования в области биотехнологии DVD Общая биология. Основы селекции
|
Называть методы, используемые в селекции микроорганизмов. Объяснять значение селекции микроорганизмов. Характеризовать успехи биотехнологии. Характеризовать успехи генной инженерии. |
22.05 |
|
|
Повторение и обобщение основных вопросов биологических систем и их процессов (2 часа) |
||||||
1. |
Обобщение по теме «Биологические системы» |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать представление о биологии как науке и части культуры; понимать изучение биологии как процесс появления, смены и развертывания научных теорий |
26.05 |
|
|
2. |
Обобщение по теме «Биологические процессы» |
Мультимедиа приложение к учебнику 10 класс |
Знать представление о биологии как науке и части культуры; понимать изучение биологии как процесс появления, смены и развертывания научных теорий |
29.05 |
|
|
Резервное время 2 часа |
||||||
ИТОГО 70 часов |