ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||||||||||
Предмет |
физика |
Класс |
7 |
||||||||
Тема урока |
Расчёт пути и времени движения |
||||||||||
Цель |
Научиться определять путь и время движения разными способами |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
Научиться определять путь, прой денный за промежуток времени, и скорость тела по графику; решать задачи; самостоятельно осуществлять поиск информации |
развивать интеллектуальные умения(анализировать, размышлять, сравнивать, измерять, производить вычисления, делать выводы), умения работать с графиками и картами. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; формирование аккуратности в выполнении графиков. |
|||||||||
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, секундомер, измерительная лента, калькуляторы, машинка на пульте управления, топографические карты |
||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||
Мотивационный этап |
|||||||||||
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы работы |
||||||||
Подготовить обуча ющихся к активному и осознанному усвоению учебного материала. |
Актуализирует знания обучающихся по пройденному материалу.
|
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. |
Фронталь- ная
|
||||||||
Диагностика знаний обучающихся |
Предлагает выполнить тест |
Выполняют тест |
Индивиду- альная |
||||||||
Подведение обучаю щихся к формулирова нию темы и постановке цели урока. |
Создает проблемную ситуацию Организует диалог с обучающи мися, в ходе которого формули руется тема и цель урока |
Выдвигают гипотезы выхода из проблемной ситуации. Ставят цели, формулируют тему урока. Записывают тему урока в рабочих листах |
Фронталь- ная |
||||||||
Этап учебно–познавательной деятельности |
|||||||||||
1. Подведение обучаю щихся к первому способу измерения пути и времени движения по формуле |
Актуализирует знания обу чающихся по пройденному материалу из курса математики |
Предлагают формулы для расчёта пути и времени движения |
Фронталь- ная |
||||||||
2.Использование знаний в экспериментальной задаче |
Создаёт ситуацию, которая проведёт к цели |
Производят необходимые измерения и используя формулы достигают цели. |
Групповая |
||||||||
3. Научиться определять путь, пройденный за промежуток времени, и скорость тела по графикам. |
Предлагает разобрать графики движения тела |
Пользуясь графиками движений, находят величины, характеризующие движение, строят графики движения. Сравнивают графики |
Фронталь- ная, индивидуальная |
||||||||
3.Подведение обучающихся к третьему способу измерения пути по соотношению скорости света и звука |
Создаёт ситуацию, которая проведёт к цели. |
Сравнивая скорости распространения звука и света в воздухе, пытаются определить расстояние до объекта. |
Групповая |
||||||||
4. Научиться измерять рас стояния между пунктами по топографическим картам |
Выдает топографические карты |
С помощью линейки определяют истинное расстояние до объекта |
Работа в парах |
||||||||
|
|
|
|
||||||||
Этап рефлексии |
|||||||||||
Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты |
Индиви- дуальная |
||||||||
Домашнее задание |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Время |
Мотивационный |
1.Приветствие. "Движение — это жизнь". Эти слова принадлежат Аристотелю. А как вы понимаете их… Давайте рассмотрим движение с точки зрения физики. |
|
2.Внимание на экран. (слайд) Какой вопрос можно задать к этому изображению? (наводящие: какие у вас возникают вопросы) Какое движение называется механическим? Какие виды механического движения вам известны? Какое движение называют равномерным? Какое движение называют неравномерным? Заполняем первую строчку в рабочих листах Тест: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0448-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html |
|
|
3. Скорость бегуна 4 м/с. Что это означает? (слайд) За 1 с бегун пробегает расстояние 4 м. Какой путь пройдёт конькобежец за 1 мин? 1 мин=60 с. Следовательно, за минуту конькобежец пройдёт расстояние в 60 раз больше, т.е. 4 м*60=240 м. Таким образом, для того чтобы найти путь при равномерном движении, надо скорость умножить на время. (слайд) Самолёт летит из Екатеринбурга в Москву со скоростью 700 км/ч, расстояние между городами 1400 км. Какой вопрос можно задать к задаче? Рассуждаем: за 1 час самолёт пролетит 700 км. Он будет двигаться столько часов, сколько раз число 700 укладывается в 1400, т.е. 1400:700=2 ч Пользуясь результатами решения 2-х задач, сформулируйте тему урока. «Расчёт пути и времени движения.» (слайд)запишем в рабочих листах Какова цель урока? (слайд) Научиться определять путь и время движения разными способами |
|
|
Этап учебно–познавательной деятельности |
Способ: расчёт по формуле. С первым способом мы уже определились. Вы дали словесную формулировку формулы, в рабочих листах оформите математически (формулы) Проверьте (слайд) Решите задачи, которые представлены в рабочих листах… Сравним ответы. Какую ошибку можно допустить в первой задаче? Эксперимент: (слайд) За какое время игрушечный автомобиль совершит кругосветное путешествие по экватору? Что необходимо для эксперимента? Класс делится на теоретиков и экспериментаторов и аналитики. Обобщение итогов работы команд. Физминутка: зарядка для глаз |
|
2. Способ измерения по графику Внимание на экран http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb09c1a3-29bf-b4fa-c3fd-1fbfe295ef34/00144676304898464.htm Прокомментируйте увиденное. Обратимся к рабочим листам: Какой вопрос можно задать к рис.1 в рабочих листах? К рис 2? Вам предоставляется время для выполнения заданий № 2 и № 3 |
|
|
3.Способ измерения по соотношению скорости света и звука Внимание на экран (видеоролик). Что вы увидели? Сделайте вывод. А это ещё один способ определения пути. Кто заинтересовался составьте задачу дома. Этот способ позволяет быстро определить расстояние до стреляющих орудий, минометов, танков и др. огневых средств. Звук распространяется в воздухе со скоростью 330 м/с, т. е. округленно 1 км за 3 с, а свет- практически мгновенно (300000 км/ч). Таким образом, расстояние в километрах до места вспышки выстрела (взрыва) равно числу секунд, прошедших от момента вспышки до момента, когда был услышан звук выстрела (взрыва), деленному на 3. Например, наблюдатель услышал звук взрыва через 11 с после вспышки. Расстояние до места вспышки Д=11/3 = 3,7км. |
|
|
4.Способ измерения – по топографическим картам (слайд) С какой целью я показываю этот слайд? По картам изучают и оценивают местность, решают различные задачи, в том числе связанные с определением расстояний. Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношений двух чисел. Например, масштаб 1:50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50 000 раз, т.е. 1см на карте соответствует 50 000 см (или 500 м) на местности |
|
|
Рефлексия |
Заполните анкету, которая представлена в рабочем листе Продолжите фразу «Сегодня на уроке я научился (узнал) …» Вспомните слова древнегреческого философа Аристотеля "Движение — это жизнь", которые прозвучали в начале урока. Как эти слова можно связать с нашим уроком? Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
|
|
Домашнее задание |
Иногда перелётным птицам приходится без остановки лететь над морем и горами. Преодолевая Северное и Средиземное моря, они летят без отдыха 600-700км. Наибольший “беспосадочный” перелёт в 3300 км совершают ржанки, летящие на зиму с севера на Гавайские острова. Определите время наибольшего беспосадочного полёта птиц, летящих со скоростью 50 км/ч. Постройте график зависимости скорости от времени. Любителям трудных задач. Через какое время встретятся высокоскоростные поезда “Сапсан” и “Аллегро”, движущиеся навстречу друг другу со скоростями 250 км/ч и 200км/ч соответственно, если расстояние между ними в начальный момент равно 900 км. Подумайте, можно ли решить эту задачу аналитически?
|
|