Правописание корней с чередованием гласных А-О

Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Цели урока:

знать:

условия выбора букв a в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;

уметь:

  • — объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;

  • -группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;

  • -составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по дан­ному началу;

  • -правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;

— -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, уча­ствуя в диалоге, работая в группе.

Оборудование: таблица, опорные схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос.

  • Какие орфограммы — гласные вы знаете?

  • Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?

  • Что такое чередование?

  • Какие вы знаете чередования?

  • Перечислите корни с чередованием гласных а-о.

  • Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)

Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?

3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.

1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.

  • я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»

  • я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»

  • я группа. «Чередование букв a в корне -кас- //-кос-»

  • я группа. «Чередование букв a в корне -гар- // -гор-»

  • я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»

2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.

Сформулируйте ответ на вопрос:

1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?

2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?

3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)

Корни с чередованием гласной а-о

А

О

-раст-//-ращ-//-рос-

-лаг-//-лож-

-кас-//-кос-

-гар-//-гор-

-зар-//-зор-

Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.

4.Диктант «Проверь себя».

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашел? Как найти дорогу?

Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.

5. Творческая работа.

Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.

Вариант работы:

Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».

Репка…

Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.

6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.

Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.

Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.

4. Подведение итогов урока учителем.

Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.

5.Домашнее задание.

По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями — лаг-//-лож-, -кас- //-кос-, раст-//-ращ-//-рос-, -гар- //-гор,-зар- //-зор-.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: