Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
рабочая программа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 «АСТРОНОМИЯ»
по специальности
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Добрянка, 2021 г.
Рабочая программа дисциплины Астрономия разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.- с сайта ФИРО примерная программа
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Составитель: Плюснина Елена Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянского гуманитарно-технологического техникума им. П.И. Сюзева»
Согласовано методическим советом техникума Протокол № __________ от «____» _____________________ 20___ г.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
4 |
Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия» |
4 |
Место учебной дисциплины в учебном плане |
5 |
Результаты освоения учебной дисциплины |
4 |
Содержание учебной дисциплины |
7 |
Тематическое планирование |
9 |
Технический профиль профессионального образования |
9 |
Примерный тематический план |
9 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
13 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Астрономия» |
16 |
Рекомендуемая литература |
17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№2/16-з)
Нормативные документы на основе которых разработана рабочая программа:
Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ
Фундаментальное ядро содержания среднего общего образования,
Федеральные государственные стандарты,
Примерная программа ООП СОО (на сайте fgosreestr)
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
В основе учебной дисциплины «Астрономия» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий астрономии и представлений о современной астрономической картине мира, а также выработка умений применять астрономические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые астрономией, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Астрономия дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В астрономии формируются многие виды деятельности, которые имеют мета-предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников учебного заведения, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и в не учебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;
• метапредметных:
• находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
• готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
• предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
— понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
— владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
— сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
— осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются, преподавателем в процессе проведения контрольных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, оформления рефератов.
Результаты освоения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения: |
|
Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; |
Практическая работа № 1,2 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов; |
Практическая работа № 3-5 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и в не учебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки |
Практическая работа № 1,2,6-8 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); |
Практическая работа №1-5, 9 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; |
Практическая работа № 4,9 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. |
Практическая работа № 1,2,3,9 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
усвоенные знания: |
|
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы |
Практическая работа № 1,2,3 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; |
Практическая работа № 6-9 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
понимать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; — использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. |
Практическая работа № 1-9 Текущий контроль Устный опрос Тестовые задания |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Демонстрации.
Портреты выдающихся астрономов;
Изображения объектов исследования в астрономии.
2. Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Демонстрации.
Географический глобус Земли;
Глобус звездного неба;
Звездные карты;
Звездные каталоги и карты;
Карта часовых поясов;
Модель небесной сферы;
Разные виды часов (их изображения);
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Демонстрации.
Динамическая модель Солнечной системы;
Изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
Портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
Схема Солнечной системы;
Фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Демонстрации.
Глобус Луны;
Динамическая модель Солнечной системы;
Изображения межпланетных космических аппаратов;
Изображения объектов Солнечной системы;
Космические снимки малых тел Солнечной системы;
Космические снимки планет Солнечной системы;
Таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
Фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Демонстрации.
Диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
Схема внутреннего строения звезд;
Схема внутреннего строения Солнца;
Схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
Фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
Фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
Фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти-тяготение.
Демонстрации.
Изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;Схема строения Галактики;
Схемы моделей Вселенной;
Таблица — схема основных этапов развития Вселенной;
Фотографии звездных скоплений и туманностей;
Фотографии Млечного Пути;
Фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
• Вселенная и темная материя.
• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
• Голография и ее применение.
• Движение тела переменной массы.
• Дифракция в нашей жизни.
• Значение открытий Галилея.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Планеты Солнечной системы.
• Применение ядерных реакторов.
• Происхождение Солнечной системы.
• Рождение и эволюция звезд.
• Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики.
• Свет — электромагнитная волна.
• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
• Современная спутниковая связь.
• Солнце — источник жизни на Земле.
• Физические свойства атмосферы.
• Черные дыры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальности СПО технического профиля — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся — 36 часов, включая лабораторные и практических работы, —18;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.
Примерный тематический план
Вид учебной работы |
Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
Профессии СПО |
1. Астрономия, её значение и связи с другими науками |
2 |
2. Практические основы астрономии |
6 |
3. Строение солнечной системы |
7 |
4. Природа тел солнечной системы |
7 |
5. Солнце и звезды |
5 |
6. Строение и эволюция вселенной |
5 |
7. Жизнь и разум во Вселенной |
2 |
Итого |
34 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Подготовка устных выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. |
18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
|
Всего |
54 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»
|
|||||||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
РАЗДЕЛ 1. АСТРОНОМИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ |
2 |
2 |
|||||
Тема 1.1 Астрономия |
Содержание учебного материала: |
2 |
|||||
1 |
Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. |
1 |
|||||
2 |
Связь астрономии с другими науками |
1 |
|||||
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ |
6 |
2 |
|||||
Тема 2.1 Наблюдения- основы астрономии
|
Содержание учебного материала |
3 |
|||||
1 |
Звезды и созвездия |
1 |
|||||
2 |
Небесные координаты и звёздные карты |
2 |
|||||
Практическая работа |
3 |
|
|||||
№ 1 |
Расчёт звёздной величины. |
1 |
|||||
№ 2 |
Самостоятельная работа студентов: Наблюдение звездного неба |
2 |
|||||
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ |
7 |
2 |
|||||
Тема 3.1 Строение солнечной системы
|
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
1 |
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. |
2 |
|||||
2 |
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе |
2 |
|||||
Практическая работа |
3 |
|
|||||
№ 2 |
Законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; |
2 |
|||||
№ 3 |
Особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; |
1 |
|||||
Самостоятельная работа студентов: Подготовить презентации на одну из тем: «Тайны черной дыры» «Телескоп — устройство» и «Темная материя», «Теория Большого взрыва» |
3 |
||||||
РАЗДЕЛ 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ |
7 |
2 |
|||||
Тема 4.1 Природа тел солнечной системы |
Содержание учебного материала: |
4 |
|||||
1 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. |
2 |
|||||
2 |
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты. Метеоры, болиды и метеориты |
2 |
|||||
Лабораторная работа |
1 |
|
|||||
№ 1 |
По глобусу Луны |
1 |
|||||
Практическая работа |
2 |
||||||
№ 4 |
Вычислить орбиты Планет земной группы |
2 |
|||||
Самостоятельная работа студентов: Разработка презентаций: Плутон – планета или звезда. Марс – красная планета. Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди. |
3 |
||||||
РАЗДЕЛ 5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ |
5 |
2 |
|||||
Тема 5.1 Солнце и звезды |
Содержание учебного материала: |
2 |
|||||
1 |
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». |
2 |
|||||
Практическая работа |
3 |
|
|||||
№ 5 |
Отражение света Преломление света. Полное отражение |
1 |
|||||
№ 6 |
Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы |
2 |
|||||
Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщений о исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов |
6 |
|
|||||
Раздел 6. Строение и эволюция вселенной |
5 |
2 |
|||||
Тема 6.1 Строение и эволюция вселенной |
Содержание учебного материала: |
1 |
|||||
1 |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. |
1 |
|||||
Практическая работа |
4 |
|
|||||
№ 7 |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Экскурсия в планетарий |
2 |
|||||
№ 8 |
Разнообразие мира галактик Экскурсия в планетарий |
2 |
|||||
Раздел 7. Жизнь и разум во Вселенной |
2 |
2 |
|||||
Тема 7.1 Жизнь и разум во Вселенной |
Содержание учебного материала: |
1 |
|||||
1 |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Планетные системы у других звезд. |
1 |
|||||
Практическая работа |
1 |
|
|||||
№ 9 |
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. |
1 |
|||||
Самостоятельная работа студентов: Подготовка презентаций о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. |
6 |
||||||
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ |
2 |
||||||
ВСЕГО |
54 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1. Астрономия, её значение и связи с другими науками |
|
Астрономия, её значение и связи с другими науками |
Обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой не насыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность Астрономии. Использование Интернета для поиска информации взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космос |
2. Практические основы астрономии |
|
Практические основы астрономии |
организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Представление информации о видах движения в виде таблицы |
3. Строение солнечной системы |
|
Строение солнечной системы |
проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года формулировать выводы о при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений |
4. Природа тел солнечной системы |
|
Природа тел солнечной системы |
организовывать самостоятельную познавательную деятельность воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет» представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность. воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса) Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии |
5. Солнце и звезды |
|
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы
|
Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной Системы организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов |
6. Строение и эволюция Вселенной |
|
Строение и развитие Вселенной
|
Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности. выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы аналитически доказывать справедливость законов |
7. Жизнь и разум во Вселенной |
|
Жизнь и разум во Вселенной |
участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Все ленной использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты), портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• демонстрационные модели; модель небесной сферы, Глобус Луны
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд. Карта Луны. Карта Венеры. Карта Марса. Справочник любителя астрономии.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по астрономии, справочниками по астрономии и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Чаругин В.М. «Астрономия», 10-11 класс (базовый уровень). Чаругин В.М. Издательство: «Просвещение, с- 146., 2018г.
«Астрономия», Тетрадь-практикум, 10-11 классы, Базовый уровень, Кондакова Е.В., Чаругин В.М., 2018.
Астрономия, Базовый уровень, 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., 2018.
Астрономия, учебник для 11 классов средних и средних специальных, профессиональных учебных учреждений с русским языком обучения, Мамадазимов М., 2018.
Астрономия, Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач, Кирик Л.А., Захожай В.А., Бондаренко К.П., 2018.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Об образовании в Российской Федерации: федеральный. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку