-МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседание ШМО
учителей эстетического
цикла и физической
культуры
Протокол № ____
от «____» ___________
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
____/ О. А. Маненко
от «___» ____________
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
____/ Н.И. Воеводкина
Приказ № _____
от «___» ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 5-х КЛАССОВ
Разработчик:
учитель изобразительного искусства
Цакунова С.А.
Высшая категория, «Старший учитель»
с. Рощино, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………………………………………….……….. 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» …………..…………………………………………………………………………… 4
ОПИСАНИЕ МЕСТО КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………………………………………………………….……… 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» ………………. ……………………..…….………………………………….….. 6
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» ………..………………………………………………………………………………………………. 7
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………………………………………………………………………………. 12
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА……………………………………………………………………………………………………………… 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сборник программ дополнительного образования детей. Образовательная программа «Умельцы» для обучающихся в объединениях декоративно – прикладного творчества: автор – составитель Т. В. Иванова.
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-Ф3 (ст. 9,13,14, 15,32).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
-
Концепция учебно — методического комплекса «Школа России». Пособие для учителей (Под ред. А. А. Плешакова, О. А. Железниковой. М.: Просвещение, 2013)
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
-
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. №23290).
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Под ред. В. Тишкова, А. Кондакова, А. Данилюка. М.: Просвещение, 2014).
-
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
-
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.
-
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
Программа кружка «Умельцы» создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми.
Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Программа обучения в кружке «Умельцы» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и воспитания, как единое целое. Программа способствует формированию у обучающихся духовной культуры, побуждает к творчеству, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.
Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования социально – активной, творческой личности способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребёнка в творческом процессе, тесно соединяющего духовность и познание, обеспечивающем ребёнку постоянный трепет положительных эмоций, чувств, переживаний и что особенно ценно, воображения.
«Воображение более важно, чем знание» высказывание Альберта Эйнштейна. Воображение – это уникальная способность человека. Развивать и тренировать её надо с детского возраста, так как в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают своё восприятие мира. Поэтому набор в кружок «Умельцы» проводится с младшего школьного возраста.
Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт, живые примеры из окружающей действительности.
Занятия в объединении «Умельцы» ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Задачи:
обучать основам образного языка, по памяти и воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках и лепке: формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;
научить детей правильно работать с пластилином, ножницами, бумагой, тестом;воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, умение работать коллективно;
развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память;
формировать культуру взаимодействия с природой, формировать эмоционально – чувственные связи с явлениями природы;
формировать духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника, к своему труду.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Все вышесказанное учитывалось при составлении программы «Умельцы», рассчитанной на шесть лет. За основу взят сборник программ дополнительного образования детей, программа «Изобразительное искусство и художественный труд», который входит в учебный комплект «Школа России». Главное в программе «Умельцы» — чувства ответственности за свою страну; создание условий для его самопознания и самовоспитания. Воспитание учащихся, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации моей программы.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает беседы об искусстве и их показ, развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представление о культуре прошлого и настоящего.
В программу заложены следующие принципы:
— принцип доступности, последовательности усложнения задач;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их психического и физического развития;
— ориентация на потребности личности и общества в образовании и оздоровлении детей;
— принцип корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде;
— принцип индивидуализации, предполагающей учёт индивидуальных возможностей и способностей ребёнка;
— индивидуализация, которая предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками и жизненным опытом;
— системность, предполагающая взаимосвязь и преемственность опыта и знаний
Обоснование работы учебной группы
Педагог учитывает физиологические особенности детей, осуществляет индивидуальный подход:
— ограниченное количество занимающихся в кружке 15 человек;
— демократический стиль общения с детьми;
— такт, уважительное отношение к детям;
— умение убеждать, увлекать, «зажигать» детей;
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
— применение на занятиях в кружках различных форм и методов обучения, направленных на развитие личности ребёнка.
Организация жизни ребёнка в кружке
Организуя жизнь детей в кружках, и общаясь с ними, нужно способствовать развитию у них эстетического чувства:
— воспитывать любовь к чистоте, порядку и отрицательное отношение ко всему грязному, неряшливому;
— любовь и интерес к музыке, природе, художественному слову, произведению искусств;
— обогащать эмоциональную жизнь детей.
ОПИСАНИЕ И МЕСТО КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Методика проведения кружковой работы с обучающимися строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причём, увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с её осуществлением. Решение творческих и технических задач не слишком трудоёмки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определённый отрезок времени – выполняются в течение одного – двух занятий, в среднем звене в течение нескольких занятий.
Каждый год обучения по данной программе имеет свою общую тематическую направленность.
Программа обучения рассчитана на 68 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа построена по принципу «расширяющейся спирали». Уровень решаемых задач с каждым годом становится не только сложнее, но и многообразнее.
В конце каждой темы проводится итоговое занятие, организуется выставка работ обучающихся.
В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. На начало и конец учебного года проводится диагностика знаний, умений детей по изобразительному искусству.
Программа является вариативной, допускаются некоторые изменения в тематику и форму проведения занятий, количество часов на изучение темы.
Занятия проводятся в форме игры, конкурса, викторин, экскурсий и практических занятий, дидактических игр, встреч с интересными людьми, бесед, обсуждений, консультаций, презентаций, праздников, мероприятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
В результате обучения кружковцы
должны знать:
— технику безопасности на занятиях;
— основные приёмы работы в различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, автопортрет);
— виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись);
— выдающиеся произведения известных художников.
должны уметь:
— изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;
— делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;
— пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;
— конструировать объёмы, формы усложняя их декоративными деталями;
— участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
— проводить экскурсии по выставке работ учащихся своего коллектива для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителям.
— работать в определённой цветовой гамме (холодной, тёплой).
— прорезать сложные слои бумаги для получения ажурных узоров.
— уметь выражать свои чувства через рисунок.
— соединять объёмные формы, в более сложные конструкции.
— передавать движение фигуры человека и животного в рисунках, лепки, аппликации.
В конце обучения обучающиеся должны уметь:
— пользоваться кистью, красками, ножницами, тестом;
— наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её особенностей;
— рационально использовать площадь листа, изображать предметы крупно;
— передавать выразительные особенности форм и размера предметов (высокий, низкий, большой, маленький);
— находить цвета для изображения разных времён года;
— передавать в рисунке по наблюдению с натуры основные элементы строения предмета;
— сознательно выбирать расположение и место в зависимости от содержания рисунка;
— различать в рисунке, аппликации ближние и дальние предметы;
— доброжелательно обсуждать работу кружковцев, сотрудничать друг с другом;
— самостоятельно выполнять все виды работ.
В конце обучения обучающиеся должны знать:
— технику безопасности на занятиях;
— основные приёмы работы в различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, автопортрет);
— виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись, коллаж, дизайн);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»
Методы:
• научно-исследовательский;
• метод проектов;
• коммуникативная методика;
• личностно-ориентированный метод;
• метод креативного мышления;
• репродуктивный метод;
• метод критического мышления;
Программа осуществляется:
• через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
• через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
• в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
• через сотрудничество с детскими общественными организациями;
• через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения села.
Программа учебного года «Волшебный мир»
Цель: развивать творческие способности посредством различных видов прикладного творчества, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи:
• научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно — прикладного искусства;
• научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;
• продолжать учить правильно и самостоятельно владеть различными техниками (батиком, витражом, декупажем и т.д.)
• развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;
• воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания;
• воспитывать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться;
Содержание программы учебного года «Волшебный мир»
Искусство видеть
Изготовление панно «Изготовление оберегов»
— Создание эскиза
— Лепка оберегов Подготовка фона
— Лепка мелких деталей
— Роспись оберегов
— Соединение в одно целое
Материал: бумага, гуашь, кань, тесто, клей, лак.
«Изготовление венков»
(с яблоками и брусникой, с фруктами и цветами)
— Создание эскиза
— Изготовление венков
— Продолжение работы, изготовление венков.
— Роспись венков
Материал: акриловые краски, картон, тесто, клей, лак, фольга.
Изготовление панно «Жар — птица»
— Создание эскиза
— Подготовка фона
— Лепка «Жар — птица»
— Продолжение работы, роспись «Жар — птица»
— Соединение картины в одно целое
Материал: бумага, гуашь, рамка, ткань, тесто, клей, лак.
Природа источник вдохновения (декупаж)
Оформление бутылок в технике декупаж.
— Знакомство с новой техникой работы (декупаж).
— Подготовка бутылки к работе (роспись бутылки).
— Подготовка рисунка (вырезание орнамента из салфеток).
— Оформление бутылок.
Материал: Гуашь, акриловые краски, бутылки, салфетки, лак.
Роспись бутылок + декупаж
— Подготовка бутылки к работе (роспись бутылки). Подготовка рисунка (вырезание орнамента из салфеток).
— Оформление бутылок.
Материал: Гуашь, акриловые краски, бутылки, салфетки, лак.
Изготовление подарков в технике декупаж.
— Создание эскиза
— Подготовка фона, подготовка рисунка (вырезание орнамента из салфеток)
— Продолжение работы
— Оформление подарков.
Материал: Гуашь, акриловые краски, бутылки, салфетки, лак.
Мир моей души «Украшения для интерьера»
Изготовление коробочки для рукоделия.
— Рассказ и показ учителя
— Создание эскиза
— Подготовка фона
— Вырезание основных элементов из ткани
— Соединение в одно целое
Материал: клей, лак, акриловые краски, гуашь, ткань, коробочка.
Изготовление панно «Синяя графика».
— Создание эскиза
— Подготовка фона
— Продолжение работы
— Рисование синими красками
— Продолжение работы
Материал: акриловые краски, гуашь, ткань, рамка для картины.
Живая душа природы
Изготовление панно «Котёнок и стрекоза»
— Рассказ и показ учителя, подготовка фона, лепка котёнка.
— Роспись котенка, изготовление цветов из кожи.
— Соединение картины в одно целое.
Материал: акриловые краски, рамка для картины, клей, тесто, кожа.
Сюжеты сказок (витраж)
— Создание эскиза
— Перенос рисунка на стекло
— Нанесение резерва на рисунок
— Рисование витражом
— Продолжение работы
Материал: рамка для картины, витражные краски.
Истоки творчества.
Пейзаж (в технике батик, живопись)
— Создание эскиза, подготовка подрамника, перенос рисунка на ткань.
— Нанесение резерва на рисунок.
— Продолжение работы, рисование батиком.
Материал: подрамник, рамка для картины, резерв, батик, ткань.
Натюрморты (в технике витраж, графика на выбор учащихся).
— Создание эскиза.
— Перенос рисунка на ткань, на бумагу. Нанесение резерва.
— Продолжение работы, роспись
— Продолжение работы, роспись (прорисовка мелких деталей).
— Выставка работ кружковцев
Материал: клей, цветная бумага.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе. |
||
Теория |
Практ. |
||||
1. |
Искусство видеть |
18 |
2 |
16 |
|
2. |
Природа источник вдохновения (декупаж) |
16 |
4 |
12 |
|
3. |
Мир моей души «Украшения для интерьера» |
12 |
4 |
8 |
|
4. |
Живая душа природы |
12 |
2 |
10 |
|
5. |
Истоки творчества. «Прикольные подарки»
|
10 |
2 |
8 |
|
|
Итого |
68 |
14 |
56 |
Тематический план по темам
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Теория |
Практ. |
1. |
Искусство видеть |
18 |
2 |
16 |
|
Изготовление панно «Изготовление оберегов» |
6 |
2 |
4 |
|
«Изготовление венков (с яблоками и брусникой, с фруктами и цветами)» |
6 |
|
6 |
|
Изготовление панно «Жар — птица» |
6 |
|
6 |
2. |
Природа источник вдохновения (декупаж) |
16 |
4 |
12 |
|
Оформление бутылок в технике декупаж. |
8 |
4 |
4 |
|
Роспись бутылок + декупаж |
4 |
|
4 |
|
Изготовление подарков в технике декупаж. |
4 |
|
4 |
3. |
Мир моей души «Украшения для интерьера» |
12 |
4 |
8 |
|
Изготовление коробочки для рукоделия. |
8 |
4 |
4 |
|
Изготовление панно «Синяя графика». |
4 |
|
4 |
4. |
Живая душа природы |
12 |
2 |
10 |
|
Изготовление панно «Котёнок и стрекоза» |
6 |
2 |
4 |
|
Сюжеты сказок (витраж) |
6 |
|
6 |
5. |
Истоки творчества. |
10 |
2 |
8 |
|
Пейзаж (в технике батик, живопись) |
4 |
|
4 |
|
Натюрморты (в технике витраж, графика). |
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
68 |
14 |
54 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСЕОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические пособия:
1. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5 – 7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Е. А. Губина – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Лобанова В. А. Керамическая скульптура и пластика. 5 – 7 классы / – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Туманова Е. С. Изобразительное искусство. 4 – 8 классы. В мире красок народного творчества /– Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989
5. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Учебно-практическое оборудование
-
Краски акварельные, гуашевые.
-
Тушь.
-
Цветные карандаши
-
Бумага А4.
-
Бумага цветная.
-
Фломастеры.
-
Восковые мелки, пастель
-
Кисти беличьи, кисти из щетины.
-
Емкости для воды.
-
Пластилин.
-
Клей.
-
Ножницы.
Экранно-звуковые пособия
Б. М. Неменский. Изобразительное искусство (с приложением на электронном носителе). 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Диск. Что такое искусство. ООО «Видеостудия Кварт» www ckvart.ru
Диск «Русский народный костюм». www swavt/ru
Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
Интернет ресурсы
-
http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/
-
http://www.heyhey.ru/tag/фараон/
-
http://fcior.edu.ru/
-
http://school-collection.edu.ru/
-
http://jivopis.ru/
-
http://izoselfportrait.narod.ru/
-
http://www.art-catalog.ru/
-
http://www.plakaty.ru/
-
http://www.nearyou.ru/
-
http://www.kulturamira.ru/
Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Телевизор, DVD — проигрователь.
Модели и натурный фонд
-
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
-
Керамические изделия.
-
Предметы быта для натурной постановки.
-
Муляжи для рисования.
-
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Оборудование кабинета
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
-
Стол учительский с тумбой.
-
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
-
Стенд для вывешивания иллюстративного материал.
-
Гончарный круг.
-
Мольберт.
20