Рабочая программа кружка по изобразительному искусству «Умельцы» для учащихся 5 классов

-МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседание ШМО

учителей эстетического

цикла и физической

культуры

Протокол № ____

от «____» ___________

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

____/ О. А. Маненко

от «___» ____________

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

____/ Н.И. Воеводкина

Приказ № _____

от «___» ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 5-х КЛАССОВ

Разработчик:

учитель изобразительного искусства

Цакунова С.А.

Высшая категория, «Старший учитель»

с. Рощино, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………………………………………….……….. 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» …………..…………………………………………………………………………… 4

ОПИСАНИЕ МЕСТО КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………………………………………………………….……… 5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» ………………. ……………………..…….………………………………….….. 6

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» ………..………………………………………………………………………………………………. 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………………………………………………………………………………. 12

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА……………………………………………………………………………………………………………… 14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сборник программ дополнительного образования детей. Образовательная программа «Умельцы» для обучающихся в объединениях декоративно – прикладного творчества: автор – составитель Т. В. Иванова.

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-Ф3 (ст. 9,13,14, 15,32).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.

  6. Концепция учебно — методического комплекса «Школа России». Пособие для учителей (Под ред. А. А. Плешакова, О. А. Железниковой. М.: Просвещение, 2013)

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  8. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. №23290).

  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Под ред. В. Тишкова, А. Кондакова, А. Данилюка. М.: Просвещение, 2014).

  10. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  11. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.

  12. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»

Программа кружка «Умельцы» создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми.

Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Программа обучения в кружке «Умельцы» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и воспитания, как единое целое. Программа способствует формированию у обучающихся духовной культуры, побуждает к творчеству, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.

Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования социально – активной, творческой личности способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом участия ребёнка в творческом процессе, тесно соединяющего духовность и познание, обеспечивающем ребёнку постоянный трепет положительных эмоций, чувств, переживаний и что особенно ценно, воображения.

«Воображение более важно, чем знание» высказывание Альберта Эйнштейна. Воображение – это уникальная способность человека. Развивать и тренировать её надо с детского возраста, так как в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают своё восприятие мира. Поэтому набор в кружок «Умельцы» проводится с младшего школьного возраста.

Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт, живые примеры из окружающей действительности.

Занятия в объединении «Умельцы» ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.

Задачи:

обучать основам образного языка, по памяти и воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках и лепке: формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;

научить детей правильно работать с пластилином, ножницами, бумагой, тестом;воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, умение работать коллективно;

развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память;

формировать культуру взаимодействия с природой, формировать эмоционально – чувственные связи с явлениями природы;

формировать духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника, к своему труду.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Все вышесказанное учитывалось при составлении программы «Умельцы», рассчитанной на шесть лет. За основу взят сборник программ дополнительного образования детей, программа «Изобразительное искусство и художественный труд», который входит в учебный комплект «Школа России». Главное в программе «Умельцы» — чувства ответственности за свою страну; создание условий для его самопознания и самовоспитания. Воспитание учащихся, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации моей программы.

Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает беседы об искусстве и их показ, развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представление о культуре прошлого и настоящего.

В программу заложены следующие принципы:

— принцип доступности, последовательности усложнения задач;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их психического и физического развития;

— ориентация на потребности личности и общества в образовании и оздоровлении детей;

— принцип корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, ее адаптации к современной социокультурной среде;

— принцип индивидуализации, предполагающей учёт индивидуальных возможностей и способностей ребёнка;

— индивидуализация, которая предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками и жизненным опытом;

— системность, предполагающая взаимосвязь и преемственность опыта и знаний

Обоснование работы учебной группы

Педагог учитывает физиологические особенности детей, осуществляет индивидуальный подход:

— ограниченное количество занимающихся в кружке 15 человек;

— демократический стиль общения с детьми;

— такт, уважительное отношение к детям;

— умение убеждать, увлекать, «зажигать» детей;

— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

— применение на занятиях в кружках различных форм и методов обучения, направленных на развитие личности ребёнка.

Организация жизни ребёнка в кружке

Организуя жизнь детей в кружках, и общаясь с ними, нужно способствовать развитию у них эстетического чувства:

— воспитывать любовь к чистоте, порядку и отрицательное отношение ко всему грязному, неряшливому;

— любовь и интерес к музыке, природе, художественному слову, произведению искусств;

— обогащать эмоциональную жизнь детей.

ОПИСАНИЕ И МЕСТО КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Методика проведения кружковой работы с обучающимися строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причём, увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с её осуществлением. Решение творческих и технических задач не слишком трудоёмки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определённый отрезок времени – выполняются в течение одного – двух занятий, в среднем звене в течение нескольких занятий.

Каждый год обучения по данной программе имеет свою общую тематическую направленность.

Программа обучения рассчитана на 68 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа построена по принципу «расширяющейся спирали». Уровень решаемых задач с каждым годом становится не только сложнее, но и многообразнее.

В конце каждой темы проводится итоговое занятие, организуется выставка работ обучающихся.

В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. На начало и конец учебного года проводится диагностика знаний, умений детей по изобразительному искусству.

Программа является вариативной, допускаются некоторые изменения в тематику и форму проведения занятий, количество часов на изучение темы.

Занятия проводятся в форме игры, конкурса, викторин, экскурсий и практических занятий, дидактических игр, встреч с интересными людьми, бесед, обсуждений, консультаций, презентаций, праздников, мероприятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»

В результате обучения кружковцы

должны знать:

— технику безопасности на занятиях;

— основные приёмы работы в различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, автопортрет);

— виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись);

— выдающиеся произведения известных художников.

должны уметь:

— изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;

— делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;

— пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;

— конструировать объёмы, формы усложняя их декоративными деталями;

— участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

— проводить экскурсии по выставке работ учащихся своего коллектива для учащихся других классов, учителей, гостей школы, родителям.

— работать в определённой цветовой гамме (холодной, тёплой).

— прорезать сложные слои бумаги для получения ажурных узоров.

— уметь выражать свои чувства через рисунок.

— соединять объёмные формы, в более сложные конструкции.

— передавать движение фигуры человека и животного в рисунках, лепки, аппликации.

В конце обучения обучающиеся должны уметь:

— пользоваться кистью, красками, ножницами, тестом;

— наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её особенностей;

— рационально использовать площадь листа, изображать предметы крупно;

— передавать выразительные особенности форм и размера предметов (высокий, низкий, большой, маленький);

— находить цвета для изображения разных времён года;

— передавать в рисунке по наблюдению с натуры основные элементы строения предмета;

— сознательно выбирать расположение и место в зависимости от содержания рисунка;

— различать в рисунке, аппликации ближние и дальние предметы;

— доброжелательно обсуждать работу кружковцев, сотрудничать друг с другом;

— самостоятельно выполнять все виды работ.

В конце обучения обучающиеся должны знать:

технику безопасности на занятиях;

— основные приёмы работы в различных жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, автопортрет);

— виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись, коллаж, дизайн);

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЬЦЫ»

Методы:

• научно-исследовательский;

• метод проектов;

• коммуникативная методика;

• личностно-ориентированный метод;

• метод креативного мышления;

• репродуктивный метод;

• метод критического мышления;

Программа осуществляется:

• через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

• через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

• в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);

• через сотрудничество с детскими общественными организациями;

• через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения села.

Программа учебного года «Волшебный мир»

Цель: развивать творческие способности посредством различных видов прикладного творчества, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка.

Задачи:

• научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно — прикладного искусства;

• научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;

• продолжать учить правильно и самостоятельно владеть различными техниками (батиком, витражом, декупажем и т.д.)

• развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;

• воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания;

• воспитывать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться;

Содержание программы учебного года «Волшебный мир»

Искусство видеть

Изготовление панно «Изготовление оберегов»

— Создание эскиза

— Лепка оберегов Подготовка фона

— Лепка мелких деталей

— Роспись оберегов

— Соединение в одно целое

Материал: бумага, гуашь, кань, тесто, клей, лак.

«Изготовление венков»

(с яблоками и брусникой, с фруктами и цветами)

— Создание эскиза

— Изготовление венков

— Продолжение работы, изготовление венков.

— Роспись венков

Материал: акриловые краски, картон, тесто, клей, лак, фольга.

Изготовление панно «Жар — птица»

— Создание эскиза

— Подготовка фона

— Лепка «Жар — птица»

— Продолжение работы, роспись «Жар — птица»

— Соединение картины в одно целое

Материал: бумага, гуашь, рамка, ткань, тесто, клей, лак.

Природа источник вдохновения (декупаж)

Оформление бутылок в технике декупаж.

— Знакомство с новой техникой работы (декупаж).

— Подготовка бутылки к работе (роспись бутылки).

— Подготовка рисунка (вырезание орнамента из салфеток).

— Оформление бутылок.

Материал: Гуашь, акриловые краски, бутылки, салфетки, лак.

Роспись бутылок + декупаж

Подготовка бутылки к работе (роспись бутылки). Подготовка рисунка (вырезание орнамента из салфеток).

Оформление бутылок.

Материал: Гуашь, акриловые краски, бутылки, салфетки, лак.

Изготовление подарков в технике декупаж.

Создание эскиза

Подготовка фона, подготовка рисунка (вырезание орнамента из салфеток)

— Продолжение работы

— Оформление подарков.

Материал: Гуашь, акриловые краски, бутылки, салфетки, лак.

Мир моей души «Украшения для интерьера»

Изготовление коробочки для рукоделия.

— Рассказ и показ учителя

— Создание эскиза

— Подготовка фона

— Вырезание основных элементов из ткани

— Соединение в одно целое

Материал: клей, лак, акриловые краски, гуашь, ткань, коробочка.

Изготовление панно «Синяя графика».

— Создание эскиза

— Подготовка фона

— Продолжение работы

— Рисование синими красками

— Продолжение работы

Материал: акриловые краски, гуашь, ткань, рамка для картины.

Живая душа природы

Изготовление панно «Котёнок и стрекоза»

Рассказ и показ учителя, подготовка фона, лепка котёнка.

Роспись котенка, изготовление цветов из кожи.

Соединение картины в одно целое.

Материал: акриловые краски, рамка для картины, клей, тесто, кожа.

Сюжеты сказок (витраж)

Создание эскиза

Перенос рисунка на стекло

Нанесение резерва на рисунок

Рисование витражом

Продолжение работы

Материал: рамка для картины, витражные краски.

Истоки творчества.

Пейзаж (в технике батик, живопись)

Создание эскиза, подготовка подрамника, перенос рисунка на ткань.

Нанесение резерва на рисунок.

Продолжение работы, рисование батиком.

Материал: подрамник, рамка для картины, резерв, батик, ткань.

Натюрморты (в технике витраж, графика на выбор учащихся).

Создание эскиза.

Перенос рисунка на ткань, на бумагу. Нанесение резерва.

— Продолжение работы, роспись

Продолжение работы, роспись (прорисовка мелких деталей).

Выставка работ кружковцев

Материал: клей, цветная бумага.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе.

Теория

Практ.

1.

Искусство видеть

18

2

16

2.

Природа источник вдохновения (декупаж)

16

4

12

3.

Мир моей души «Украшения для интерьера»

12

4

8

4.

Живая душа природы

12

2

10

5.

Истоки творчества. «Прикольные подарки»

10

2

8

Итого

68

14

56

Тематический план по темам

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практ.

1.

Искусство видеть

18

2

16

Изготовление панно «Изготовление оберегов»

6

2

4

«Изготовление венков (с яблоками и брусникой, с фруктами и цветами)»

6

6

Изготовление панно «Жар — птица»

6

6

2.

Природа источник вдохновения (декупаж)

16

4

12

Оформление бутылок в технике декупаж.

8

4

4

Роспись бутылок + декупаж

4

4

Изготовление подарков в технике декупаж.

4

4

3.

Мир моей души «Украшения для интерьера»

12

4

8

Изготовление коробочки для рукоделия.

8

4

4

Изготовление панно «Синяя графика».

4

4

4.

Живая душа природы

12

2

10

Изготовление панно «Котёнок и стрекоза»

6

2

4

Сюжеты сказок (витраж)

6

6

5.

Истоки творчества.

10

2

8

Пейзаж (в технике батик, живопись)

4

4

Натюрморты (в технике витраж, графика).

4

2

2

Итого

68

14

54

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСЕОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические пособия:

1. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5 – 7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Е. А. Губина – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Лобанова В. А. Керамическая скульптура и пластика. 5 – 7 классы / – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Туманова Е. С. Изобразительное искусство. 4 – 8 классы. В мире красок народного творчества /– Волгоград: Учитель, 2009.

4. Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989

5. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Учебно-практическое оборудование

  • Краски акварельные, гуашевые.

  • Тушь.

  • Цветные карандаши

  • Бумага А4.

  • Бумага цветная.

  • Фломастеры.

  • Восковые мелки, пастель

  • Кисти беличьи, кисти из щетины.

  • Емкости для воды.

  • Пластилин.

  • Клей.

  • Ножницы.

Экранно-звуковые пособия

Б. М. Неменский. Изобразительное искусство (с приложением на электронном носителе). 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Диск. Что такое искусство. ООО «Видеостудия Кварт» www ckvart.ru

Диск «Русский народный костюм». www swavt/ru

Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.

Интернет ресурсы

  • http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/

  • http://www.heyhey.ru/tag/фараон/

  • http://fcior.edu.ru/

  • http://school-collection.edu.ru/

  • http://jivopis.ru/

  • http://izoselfportrait.narod.ru/

  • http://www.art-catalog.ru/

  • http://www.plakaty.ru/

  • http://www.nearyou.ru/

  • http://www.kulturamira.ru/

Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Телевизор, DVD — проигрователь.

Модели и натурный фонд

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  2. Керамические изделия.

  3. Предметы быта для натурной постановки.

  4. Муляжи для рисования.

  5. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Оборудование кабинета

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  4. Стенд для вывешивания иллюстративного материал.

  5. Гончарный круг.

  6. Мольберт.

20

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: