Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель-НИИ дефектологии) с учётом особенностей обучающейся.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Цель: развитие и воспитание уч-ся, коррекция её познавательной деятельности.
Задачи:
способствовать развитию правильного восприятия формы и цвета предметов;
оказывать положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности;
развивать аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании;
правильно планировать ход работы;
контролировать свою работу;
оценивать качество выполненной работы.
В процессе ИЗО осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, пространственной
ориентировки, воображения, речи, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Учебный материал в программе распределён с учётом психофизических и возрастных особенностей УО ребёнка.
Общая характеристика предмета
Рисование — один из предметов программы обучения умеренно умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные занятия.
Подготовительные занятия
Дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения на выделение формы, величины и цвета предметов.
Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
Большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами).
Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
Много внимания следует уделить обучению раскрашиванию. Для детей характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходят за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.
Большое внимание следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов, важно научить детей различать основные цвета находить в классе (группе) предметы заданного цвета.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоров в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем вначале необходимо учить детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем — из растительных форм.
В младших классах при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Рисование с натуры
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.
Рисование на темы
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать. где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном. Дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты Красного календаря, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности. Рекомендуется прослушивания классической и медитативной музыки при непосредственном выполнении работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике ,круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами ( по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура) и красками. Продолжить знакомить детей с народным декоративным искусством (хохломская , жостовская, городецкая росписи), народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская), керамическими изделиями и скульптурой малых форм . Учить детей получать оттенки цветов путем смешивания красок .
Примерные задания
Рисование узора из геометрических элементов в полосе (украшение тетради).
Рисование узора в прямоугольнике (платок, скатерть).
Рисование в полосе узора из растительных элементов( лист дуба с желудями).
Рисование узора в круге, используя осевые линии.
Оформление узора для праздничной открытки, книги.
Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства( салфетка , полотенце , головной платок, косынка).
Рисование с натуры
Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов ; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка; правильно подбирать цвета ; закреплять понятия о величине предметов (высокий, низкий,).
Примерные задания
Рисование различных видов транспорта.
Рисование елочных украшений.
Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников.
Рисование животных.
Рисование предметов симметричной формы.
Рисование игрушек .
Рисование цветов.
Рисование предметов из элементов строительного материала.
Рисование на темы
Совершенствовать у учащихся умения отражать в рисунке свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета. Учить передавать в рисунке несложные движения человека и животных , различные сюжеты : труд людей , события, сюжеты из сказок, песен.
Примерные задания
Рисование на темы : «Наши четвероногие друзья», «Новогодний праздник», «Магазин», «Профессия», «Моя игрушка».
Тематическое рисование : «День защитника Отечества», «Подарок маме»(открытка).
Иллюстрирование сказок (по выбору учителя).
IX класс (34 ч.)
Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; совершенствование умений и навыков пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов. Продолжение знакомства с народными промыслами, простейшие элементы росписи (филимоновская, дымковская игрушки).
Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой; установление последовательности выполнения рисунка; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами; ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Беседа о натюрморте. Экскурсии на художественные выставки.
Примерные задания.
Рисование несложных натюрмортов (ваза с фруктами, ваза с цветами, с посудой). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (настольная лампа, столярные инструменты и др.).
Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками.
Рисование на темы: «Праздничный город», «Новый год», «Снег пушистый», «Весна пришла». Иллюстрирование отрывков из произведений , изучаемых на уроках чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю (68 часов в год).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол. час |
|
Коррекционные задачи |
УУД |
I |
Беседы по ИЗО |
10 |
Видеть красоту природы. Понимать правила выполнения узора. |
Развитие восприятия наблюдаемых объектов. |
|
II |
1. Рисование контуров. 2.Штриховка рисунков. 3.Дорисовка предмета. |
20 |
Развивать основные мыслительные операции, наблюдательность. |
Развитие мелкой моторики рук. |
Практическая деятельность |
III |
Рисование с натуры |
8 |
Развивать эмоциональное отношение к объектам изображения. |
Развитие умения соединять в одном сюжетном рисунке нескольких изображений нужных размеров. |
Работа по этапам и по плану. |
1. Натюрморт. 2.Пейзаж. |
|
Распределять рисунок на листе (правила композиции) |
Развитие умения изобразить предметы, загороженные другими предметами. |
||
IV |
Декоративное рисование |
20 |
|||
1.Узоры для посуды. 2.Народное творчество. 3.Украшение узором предметов круглой, квадратной, прямоугольной форм. |
Понимать правила выполнения узора. |
Развитие мыслительной деятельности, способности анализировать. |
дозированная помощь учителя |
||
V |
Рисование на темы |
10 |
Составлять рисунок по теме. |
Развитие логических связей. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол. час |
Дата |
Самостоятельная. подготовка. Кол. час |
Коррекционные задачи |
|
Первая четверть |
|
|
|
|
|
Тема: Декоративное рисование |
|
|
|
|
1-2 |
Рисование в полосе узора из растительных элементов (лист дуба с желудями). |
2 |
3-4.09 |
Закончить рисунок(1ч) |
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие слухового внимания.
|
3-4 |
Рисование узора из геометрических элементов в полосе (украшение тетради). |
2 |
10-11.09 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
5-6 |
Рисование узора в прямоугольнике (платок). |
2 |
17-18.09 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
7-8 |
Рисование узора в прямоугольнике (скатерть). |
2 |
24-25.09 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
9-10 |
Рисование узора в круге. |
2 |
1-2.10 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
11-12 |
Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (салфетка). |
2 |
8-9.10 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
13-14 |
Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (полотенце). |
2 |
15-16.10 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
15-16 |
Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (головной убор). |
2 |
22-23.10 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
17-18 |
Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (косынка). |
2 |
29-30.10 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
|
Вторая четверть |
|
|
|
|
|
Тема: Рисование с натуры |
|
|
|
|
19-20 |
Рисование различных видов транспорта. |
2 |
12-13.11 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
11-22 |
Рисование различных видов транспорта. |
2 |
19-20.11 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
23-24 |
Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников. |
2 |
26-27.11 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
25-26 |
Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников. |
2 |
03-4.12 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
27-28 |
Рисование ёлочных украшений. |
2 |
10-11.12 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
29-30 |
Рисование ёлочных украшений |
2 |
17-18.12 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
31-32 |
Рисование на тему: » Новогодний праздник» |
2 |
24-25.12 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
|
Третья четверть |
|
|
|
|
|
Рисование на тему: |
|
|
|
|
33-34 |
Рисование животных. |
2 |
14-15.01 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
35-36 |
Рисование животных. |
2 |
21-22.01 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
37-38 |
Рисование на тему: «Наши четвероногие друзья» |
2 |
28-29.01 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
39-40 |
Рисование на тему: «Наши четвероногие друзья» |
2 |
4-5.02 |
Закончить рисунок(1ч) |
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной памяти.
Развитие слухового внимания.
|
41-42 |
Рисование предметов симметричной формы. |
2 |
11-12.02 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
43-44 |
Рисование на тему» День Защитников Отечества» |
2 |
18-19.02 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
45-46 |
Рисование на тему» День Защитников Отечества» |
2 |
25-26.02 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
47-48 |
Рисование на тему: « Магазин» |
2 |
4-5.03 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
49-50 |
Рисование на тему: « Магазин» |
2 |
11-12.03 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
51-52 |
Рисование на тему: « Подарок маме» (открытка) |
2 |
18-19.03 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
|
Четвёртая четверть |
|
|
|
|
|
Рисование на тему: |
|
|
|
|
53-54 |
Рисование предметов из строительного материала. |
2 |
1-2.04 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
55-56 |
Рисование цветов. |
2 |
8-9.04 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
57-58 |
Рисование цветов. |
2 |
15-16.04 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
59-60 |
Рисование на тему: «Профессия». |
2 |
22-23.04 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
61-62 |
Рисование на тему: «Профессия». |
2 |
29-30.04 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
63-64 |
Рисование на тему: «Моя игрушка» |
2 |
6-7.05 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
65-66 |
Иллюстрирование русских народных сказок. |
2 |
13-14.05 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
67-68 |
Иллюстрирование русских народных сказок. |
2 |
20-21.05 |
Закончить рисунок(1ч) |
|
|
Итого |
68 |
|
34 |
|
Список литературы, ЭОР, ЦОР для уроков:
1. И. А. Грошенков « Уроки рисования в I- VI классах вспомогательной школы» Москва « Просвещение» 1975 г.
2. А. Ю. Бушкова « Поурочные разработки по изобразительному искусству Москва « ВАКО» 2009 г.
Информационно-коммуникативные средства
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)
2. Электронные библиотеки по искусству
3.Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 1. Методическое пособие с электронным приложением – М.: Издательство « Планета», 2011
4. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением – М.: Издательство « Планета», 2011
Интернет-ресурсы
1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» ( Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru
2.Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.school2100.ru
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// school-collection.edu.ru
4.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
6.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
7.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www/km.ru/ed
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.CD-проигрыватель
Учебно-практическое оборудование
1.Краски акварельные.
2.Бумага А-4. Бумага цветная.
3.Фломастеры.
4.Мелки восковые.
5.Кисти беличьи, кисти из щетины.
6.Емкости для воды.
17.Пластилин.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Привить интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Учащиеся могут научиться:
-рисовать узоры из геометрических фигур и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии;
-получать оттенки цветов путём смешивания красок;
-передавать в рисунке форму хорошо известных предметов;
-соблюдать последовательность выполнения рисунка;
-правильно подбирать цвета;
-отражать в рисунке свои отражения;
-правильно передавать величину предметов;
-соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга;
-передавать в рисунке несложные движения человека и животных, различные сюжеты.
Учащиеся могут узнать:
-геометрические фигуры;
-народно-декоративное искусство;
-народные игрушки;
-керамические изделия и скульптуры малых форм;
-последовательность выполнения рисунка;
-величины предметов;
-пространственные отношения предметов относительно друг друга.
Требования к оцениванию.
Оценивание обучающихся осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка, согласно основных требований к знаниям и умениям обучающихся.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по предметам:
1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): — выполняет задания самостоятельно; — выполняет задания по образцу; — выполняет задания по подражанию; — выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): — выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; — выполняет задания по образцу после предложенной помощи; — выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; — выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): — задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; — задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; — задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; — задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
9