Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР __________ С.А. Ходосова «____»____________20 __ г. |
«Утверждаю»
Директор_______________Н.Г. Калачиков
Приказ №________от «____»_______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Природоведение»
5 класс
2 часа в неделю, 66 часов в год
Учитель: Сизикова В.В., учитель географии, высшая категория
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № ___ от«____»________20__г.
Утверждена на педагогическом совете
Протокол № ___ от«____»________20__г.
с. Красное
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк «Природоведение» (сборник программ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – сб.1 – с.44 – 48), требованиями основной образовательной программы ОУ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартами. Данная программа разработана с учётом изменений происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Актуальность программы определяется, прежде всего, тем, что имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. При составлении программы по географии учитывалось важнейшее требование дидактики – постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Новизна программы заключается:
— в логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии;
— коррекционной работе, включающей следующие направления:
-
развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, пространственных представлений и ориентации, представлений о времени;
-
развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического (умение устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)
-
развитие основных мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму, планировать деятельности с помощью учителя);
-
развитие эмоционально-личностной сферы (инициативность, стремление доводить начатое до конца, формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умения преодолевать трудности).
— в выборе используемого наглядного материала. Обучение идёт с использованием информационно – коммуникационных технологий. На уроках используются презентации, электронные тесты, кроссворды, игры и т.п., что способствует лучшему восприятию и усвоению материала обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Целью программы является всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
-
формировать элементарные сведения об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
-
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
-
рассмотреть окружающую природу как комплекс условий, необходимых для жизни всех растений.
-
привить навыки, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
-
помочь усвоить правила поведения в природе.
Обучение природоведению рассчитано на один год по 2 урока в неделю.
Для оценки достижений обучающихся используется текущий контроль (в форме устного индивидуального, фронтального опроса, взаимоконтроль, самоконтроль).
Устные и письменные работы оцениваются по 5-бальной системе. Орфографические и синтаксические ошибки не оцениваются, как предусмотрено программой по географии. Они лишь исправляются и выделяются. После проверки работ целесообразно провести работу над ошибками. Если количество ошибок по одной теме превысит 50% от общего количества работ обучающихся, тему следует повторить для уточнения и закрепления пройденного учебного материала.
В программе используются следующие условные обозначения:
Тип урока (вводный, комбинированный, УОНМ – урок ознакомления с новым материалом, УПЗиУ – урок применения знаний и умений, УКЗ – урок контроля знаний, УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний, УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний, УЭ – урок- экскурсия, ОУ — обобщающий урок).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс природоведение вошел в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида как предмет, имеющий большое самостоятельное познавательное и коррекционно-воспитательное значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Природоведческий материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс природоведение имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».
Природоведение дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
В 5 классе продолжается формирование элементарных природоведческих представлений и понятий у детей с нарушением интеллекта.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
-
коррекционного обучения;
-
активные методы обучения;
-
игровые технологии;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.
Предметными результатами изучения курса «Природоведение» является сформированность следующих умений:
Обучающиеся должны уметь:
-
называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия;
-
устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
-
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать вывода на основании наблюдений и результатов труда;
-
выполнять рекомендуемые практические работы;
-
приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
-
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
-
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
-
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
-
что общего и в чем различие неживой и живой природы;
-
расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
-
чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
-
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
-
основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом ОУ предмет «Природоведение» изучается в 5 классе. Общий объём учебного времени в 5 классе – «Природоведение» составляет 66 ч.(2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования основным принципом реализации программы является принцип коррекционной направленности. В соответствии с данным принципом в процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению или ослаблению недостатков всех сторон речи обучающихся. В ходе каждого урока используются специальные (коррекционные) упражнения по развитию внимания, памяти, мышления детей с недостатками в интеллектуальном развитии.
Не менее важным принципом реализации программы является принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Для их реализации значительную помощь окажут изданные рабочие тетради. В данных тетрадях задания даются разной степени трудности. В рабочих тетрадях на печатной основе имеются контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки.
Обязательным принципом реализации программы является принцип наглядности. Рабочая программа предусматривает обязательное применение разнообразных видов наглядности. Использование наглядности организуется с учетом особенностей восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью.
Раздел № 1. Земля- планета солнечной системы (3ч).
Небесные тела. Солнце — раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Раздел № 2. Сезонные изменения в природе (6ч).
Погода. Явление природы. Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. Экскурсия в природу. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времен года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
Раздел № 3. Наша страна (6ч).
Российская Федерация. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси). Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).
Раздел № 4. Природа нашей Родины (38ч).
4.1.Неживая природа.
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
4.2. Живая природа.
Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен. Грибы леса: съедобные и несъедобные. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.). Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Растения луга: (травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Раздел № 5. Человек. Охрана здоровья (7ч).
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации. Меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Раздел № 6. Экология. Охрана природы (3ч).
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Раздел № 7. Труд на пришкольном участке (4ч).
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.
Раздел № 8. Повторение пройденного (1ч).
Календарно-тематическое планирование по географии
6 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол- во часов |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Предметные результаты |
Вид контроля |
I четверть (18 часов)
Раздел 1. Земля – планета солнечной системы – 3 ч. |
|||||||
1 |
|
Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). |
1 |
УОНМ |
Формирование представления о науке «География». Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивания своей деятельности на уроках. |
Знание структуры новой учебной книги, её содержания. Умение пользоваться книгой. |
Текущий контроль |
2 |
|
Планеты солнечной системы. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с названиями и основными особенностями планет. |
Знание названия планет Солнечной системы. |
Текущий контроль |
3 |
|
Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с полетами первых космонавтов. |
Умение называть фамилии первых космонавтов. |
Текущий контроль |
Раздел 2. Сезонные изменения в природе – 6ч. |
|||||||
4 |
|
Погода. Явления природы. |
1 |
УОНМ |
Знакомство с опасными явлениями природы на Земле. |
Умение устанавливать взаимосвязи между отдельными элементами погоды. |
Текущий контроль |
5 |
|
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представлений о движении Земли вокруг Солнца как причине смены времен года. |
Знание связи смены времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы. |
Текущий контроль |
6 |
|
Экскурсия в природу. |
1 |
УЭ |
Расширение знаний о природе своей местности. Формирование умений вести наблюдения в природе, правила поведения в природе. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
7 |
|
Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времен года. |
1 |
Комбинированный |
Расширение и уточнение знаний о сезонных изменениях в природе. |
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы. |
Текущий контроль |
8 |
|
Изменения в жизни растений и животных. |
1 |
Комбинированный |
Закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни растений и животных. |
Умение называть сезонные изменения в жизни растений и животных. |
Текущий контроль |
9 |
|
Особенности жизни и трудовой деятельности человека. |
1 |
Комбинированный |
Углубление знаний об особенностях жизни и трудовой деятельности человека. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
Раздел 3. Наша страна – 6ч. |
|||||||
10 |
|
Российская Федерация. |
1 |
УОНМ |
Знакомство с положением России физической карте. |
Умение находить на физической карте изучаемые географические объекты и их названия. |
Текущий контроль |
11 |
|
Москва — столица нашей Родины. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство со столицей нашей Родины. |
Умение рассказывать и показывать столицу. |
Текущий контроль |
12 |
|
Многонациональное население России. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представлений о народах, населяющих нашу страну, о религиях, которые они исповедуют. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
13 |
|
Города нашей Родины. |
2 |
Комбинированный |
Первоначальное знакомство с крупнейшими городами России. |
Умение находить на физической карте изучаемые географические объекты и их названия. |
Текущий контроль |
14 |
|
Средства сообщения между городами. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представлений об особенностях транспорта нашей области. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
Раздел 4. Природа нашей Родины — 38ч. Раздел 4.1. Неживая природа -12ч |
|||||||
15 |
|
Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности. |
1 |
УЭ |
Расширение знаний о природе своей местности. Формирование умений вести наблюдения в природе, правила поведения в природе. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
16 |
|
Разнообразие поверхности (рельеф). |
1 |
УОНМ |
Формирование представления о разнообразие рельефа своей местности. |
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы. |
Текущий контроль |
17 |
|
Почвы. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарных понятий о составе почвы. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
II четверть (16 часов) |
|||||||
18 |
|
Вода в природе. |
1 |
Комбинированный |
Обобщение знаний о нахождении воды в природе. Углубление знаний о круговороте воды в природе, его значении. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
19 |
|
Свойства воды. |
1 |
Комбинированный |
Углубление знаний об особенностях воды в трех агрегатных состояниях. |
Умение делать выводы на основе результатов сравнительного эксперимента. |
Текущий контроль |
20 |
|
Вода и пар, снег и лед. |
1 |
Комбинированный |
Расширение кругозора. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
21 |
|
Значение воды для жизни человека. |
1 |
Комбинированный |
Раскрытие значения воды для жизни человека. |
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы. |
Текущий контроль |
22 |
|
Воздух. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными составными частями воздуха; причинах загрязнения воздуха и способах охраны атмосферы от загрязнения. |
Умение ориентироваться в основных понятиях темы. Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
23 |
|
Знакомство с термометрами. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с термометрами различного назначения |
Знать что общего и в чем отличие термометров различного назначения. Умение пользоваться термометрами. |
Текущий контроль |
24 |
|
Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. |
1 |
УПЗиУ |
Совершенствование умений измерять температуру. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
25 |
|
Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, мрамор, мел. |
1 |
Комбинированный |
Формирование первоначальных представлений о полезных ископаемых и их изображением на физической карте. |
Умение находить на физической карте месторождения полезных ископаемых. |
Текущий контроль |
26 |
|
Полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, газ, каменная соль. |
1 |
Комбинированный |
Формирование первоначальных представлений о полезных ископаемых и их изображением на физической карте. |
Умение находить на физической карте месторождения полезных ископаемых. |
Текущий контроль |
Раздел 4.2. Живая природа – 26ч. |
|||||||
27 |
|
Экскурсия в лес. |
1 |
УЭ |
Знакомство с многообразием растений и животных своего края. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
28 |
|
Лиственные деревья. |
1 |
УОНМ |
Знакомство с лиственными деревьями. |
Умение называть лиственные деревья. |
Текущий контроль |
29 |
|
Хвойные деревья |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с хвойными деревьями и охраной леса человеком. |
Умение называть хвойные деревья. Знать отличительные признаки хвойных деревьев от лиственных деревьев. |
Текущий контроль |
30 |
|
Кустарники. Кустарнички. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с кустарниками и кустарничками. |
Знать отличительные признаки кустарников от кустарничков. |
Текущий контроль |
31 |
|
Травы. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с травами произрастающими в нашей местности. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
32 |
|
Съедобные грибы. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представления о грибах как особой группе организмов, отличающихся от растений и животных, разнообразии грибов. |
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы. |
Текущий контроль |
33 |
|
Несъедобные грибы. |
1 |
Комбинированный |
Закрепление знаний о грибах; о правилах их сбора и охране, роли грибов в биосфере. |
Умение рассказывать о значении грибов; о правилах их сбора. |
Текущий контроль |
III четверть (12 часов) |
|||||||
34 |
|
Звери леса. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений о зверях леса. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
35 |
|
Птицы леса. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений о птицах леса. |
Умение рассказывать о птицах леса. |
Текущий контроль |
36 |
|
Насекомые леса. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений о насекомых леса. |
Умение называть и показывать насекомых леса. |
Текущий контроль |
37 |
|
Плодовые деревья. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений о плодовых деревьях. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
38 |
|
Ягодные кустарники. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений об ягодных кустарниках. |
Умение называть и показывать ягодные кустарники. |
Текущий контроль |
39 |
|
Декоративные растения: весенние, летние, осенние. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с декоративными растениями нашей местности. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
40 |
|
Животные сада. Сезонные работы в саду. |
1 |
Комбинированный |
Углубление знаний о животных сада. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
41 |
|
Экскурсия в огород. |
1 |
УЭ |
Знакомство с многообразием растений огорода. |
Умение фиксировать свои наблюдения. |
Текущий контроль |
42 |
|
Растения огорода: овощи, зеленые культуры. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений об овощах, зеленых культурах. |
Умение называть и показывать овощи, зеленые культуры. Умение отличать овощи от зеленых культур. |
Текущий контроль |
43 |
|
Помощники огородных растений; вредители. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с помощниками и вредителями огородных растений. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
44 |
|
Растения поля: зерновые культуры. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с культурными злаками. |
Умение называть и показывать зерновые культуры. |
Текущий контроль |
45 |
|
Вредители полей. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с вредными растениями и животными поля. |
Знание о роли птиц в истреблении вредителей полей. |
Текущий контроль |
IV четверть (12 часов) |
|||||||
46 |
|
Растения луга. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарных представлений о растениях луга. Знакомство со значением лугов в сельском хозяйстве. |
Умение называть и показывать растения луга. |
Текущий контроль |
47 |
|
Животные луга. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарных представлений о животных луга. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
48 |
|
Растения болота. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарных представлений о растениях болота. |
Умение рассказывать о растениях болота. Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
49 |
|
Животные болота. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарных представлений о животных болота. |
Умение называть и показывать животных болота. |
Текущий контроль |
50 |
|
Растения водоемов. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарных представлений о растениях водоема. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
51 |
|
Животные пресных водоемов. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с разнообразием животных пресных водоемов, приспособленностью к жизни в разных местах обитания. |
Умение рассказывать о животных пресных водоемов. Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
52 |
|
Животные морей и океанов. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с разнообразием животных соленых водоемов, |
Умение называть и показывать животных морей и океанов. |
Текущий контроль |
Раздел 5. Человек. Охрана здоровья – 7ч. |
|||||||
53 |
|
Строение тела человека. |
1 |
УОНМ |
Формирование элементарного представления о строении тела человека. |
Умение рассказывать о строении тела человека. Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
54 |
|
Органы чувств. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений об органах чувств. Знакомство с гигиеной органов чувств. |
Умение называть и показывать органы чувств. |
Текущий контроль |
55 |
|
Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. |
1 |
Комбинированный |
Формирование элементарного представления о волосяном покрове, строении кожи. Закрепление правил ухода за своим организмом. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
56 |
|
Внутренние органы. |
1 |
Комбинированный |
Уточнение и расширение представлений о внутренних органах. |
Знать месторасположение внутренних органов. |
Текущий контроль |
57 |
|
Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представлений о некоторых причинах и предупреждении искривления позвоночника. |
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы. |
Текущий контроль |
V четверть (12 часов) |
|||||||
58 |
|
Предупреждение заболеваний. Болезни цивилизации. Меры профилактики. |
1 |
Комбинированный |
Закрепление представлений о санитарно-гигиенических правилах для воспитания сознательного отношения к своему здоровью. |
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы. |
Текущий контроль |
59 |
|
Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. |
1 |
Комбинированный |
Закрепление знаний о вредном влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
Раздел 6. Экология. Охрана природы – 3ч. |
|||||||
60 |
|
Что такое экология? Охрана природы. |
1 |
УОНМ |
Формирование представления о науке «Экология». |
Знание правил поведения в природе. |
Текущий контроль |
61 |
|
Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с «Красной книгой» своей области. |
Умение работать с текстом учебника. |
Текущий контроль |
62 |
|
Правила поведения человека в городе. Сельской местности и на природе. |
1 |
Комбинированный |
Закрепление правил поведения человека в городе, сельской местности и на природе. |
Знание правил поведения в городе, сельской местности, природе. |
Текущий контроль |
Раздел 7. Труд на пришкольном участке и в школе – 4ч. |
|||||||
63 |
|
Посев и посадка растений. Уход за растениями. |
2 |
УПЗиУ |
Посев и посадка растений на пришкольном участке. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
64 |
|
Комнатные растения (уход за ними). |
1 |
УПЗиУ |
Закрепление знаний о комнатных растениях. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |
65 |
|
Повторение пройденного. |
1 |
УОиСЗ |
Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. |
Умение применять полученные знания на практике. |
Текущий контроль |