РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Природоведение» 5 класс

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ С.А. Ходосова

«____»____________20 __ г.

«Утверждаю»

Директор_______________Н.Г. Калачиков

Приказ №________от «____»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Природоведение»

5 класс

2 часа в неделю, 66 часов в год

Учитель: Сизикова В.В., учитель географии, высшая категория

Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол № ___ от«____»________20__г.

Утверждена на педагогическом совете

Протокол № ___ от«____»________20__г.

с. Красное

2014-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк «Природоведение» (сборник программ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – сб.1 – с.44 – 48), требованиями основной образовательной программы ОУ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартами. Данная программа разработана с учётом изменений происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Актуальность программы определяется, прежде всего, тем, что имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. При составлении программы по географии учитывалось важнейшее требование дидактики – постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Новизна программы заключается:

— в логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии;

— коррекционной работе, включающей следующие направления:

  • развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, пространственных представлений и ориентации, представлений о времени;

  • развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического (умение устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)

  • развитие основных мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму, планировать деятельности с помощью учителя);

  • развитие эмоционально-личностной сферы (инициативность, стремление доводить начатое до конца, формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умения преодолевать трудности).

— в выборе используемого наглядного материала. Обучение идёт с использованием информационно – коммуникационных технологий. На уроках используются презентации, электронные тесты, кроссворды, игры и т.п., что способствует лучшему восприятию и усвоению материала обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

Целью программы является всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • формировать элементарные сведения об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

  • устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

  • рассмотреть окружающую природу как комплекс условий, необходимых для жизни всех растений.

  • привить навыки, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • помочь усвоить правила поведения в природе.

Обучение природоведению рассчитано на один год по 2 урока в неделю.

Для оценки достижений обучающихся используется текущий контроль (в форме устного индивидуального, фронтального опроса, взаимоконтроль, самоконтроль).

Устные и письменные работы оцениваются по 5-бальной системе. Орфографические и синтаксические ошибки не оцениваются, как предусмотрено программой по географии. Они лишь исправляются и выделяются. После проверки работ целесообразно провести работу над ошибками. Если количество ошибок по одной теме превысит 50% от общего количества работ обучающихся, тему следует повторить для уточнения и закрепления пройденного учебного материала.

В программе используются следующие условные обозначения:

Тип урока (вводный, комбинированный, УОНМ – урок ознакомления с новым материалом, УПЗиУ – урок применения знаний и умений, УКЗ – урок контроля знаний, УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний, УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний, УЭ – урок- экскурсия, ОУ — обобщающий урок).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс природоведение вошел в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида как предмет, имеющий большое самостоятельное познавательное и коррекционно-воспитательное значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Природоведческий материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс природоведение имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».

Природоведение дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.

В 5 классе продолжается формирование элементарных природоведческих представлений и понятий у детей с нарушением интеллекта.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • коррекционного обучения;

  • активные методы обучения;

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Предметными результатами изучения курса «Природоведение» является сформированность следующих умений:

Обучающиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия;

  • устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать вывода на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

  • что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом ОУ предмет «Природоведение» изучается в 5 классе. Общий объём учебного времени в 5 классе – «Природоведение» составляет 66 ч.(2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования основным принципом реализации программы является принцип коррекционной направленности. В соответствии с данным принципом в процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению или ослаблению недостатков всех сторон речи обучающихся. В ходе каждого урока используются специальные (коррекционные) упражнения по развитию внимания, памяти, мышления детей с недостатками в интеллектуальном развитии.

Не менее важным принципом реализации программы является принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Для их реализации значительную помощь окажут изданные рабочие тетради. В данных тетрадях задания даются разной степени трудности. В рабочих тетрадях на печатной основе имеются контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки.

Обязательным принципом реализации программы является принцип наглядности. Рабочая программа предусматривает обязательное применение разнообразных видов наглядности. Использование наглядности организуется с учетом особенностей восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью.

Раздел № 1. Земля- планета солнечной системы (3ч).

Небесные тела. Солнце — раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

Раздел № 2. Сезонные изменения в природе (6ч).

Погода. Явление природы. Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. Экскурсия в природу. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времен года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

Раздел № 3. Наша страна (6ч).

Российская Федерация. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси). Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Раздел № 4. Природа нашей Родины (38ч).

4.1.Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

4.2. Живая природа.

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен. Грибы леса: съедобные и несъедобные. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.). Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Растения луга: (травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Раздел № 5. Человек. Охрана здоровья (7ч).

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации. Меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Раздел № 6. Экология. Охрана природы (3ч).

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Раздел № 7. Труд на пришкольном участке (4ч).

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.

Раздел № 8. Повторение пройденного (1ч).

Календарно-тематическое планирование по географии

6 класс (66 часов, 2 часа в неделю)

Дата

Тема

урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Основные виды

учебной деятельности

Предметные

результаты

Вид контроля

I четверть (18 часов)

Раздел 1. Земля – планета солнечной системы – 3 ч.

1

Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда).

1

УОНМ

Формирование представления о науке «География». Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивания своей деятель­ности на уроках.

Знание структуры новой учебной книги, её со­держания.

Умение пользоваться книгой.

Текущий контроль

2

Планеты солнечной системы.

1

Комбинированный

Знакомство с названиями и основными особенностями планет.

Знание названия планет Солнечной системы.

Текущий контроль

3

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

1

Комбинированный

Знакомство с полетами первых космонавтов.

Умение называть фамилии первых космонавтов.

Текущий контроль

Раздел 2. Сезонные изменения в природе – 6ч.

4

Погода. Явления природы.

1

УОНМ

Знакомство с опасными явлениями природы на Земле.

Умение устанавливать взаимосвязи между отдельными элементами погоды.

Текущий контроль

5

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

1

Комбинированный

Формирование представлений о движении Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.

Знание связи смены времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Текущий контроль

6

Экскурсия в природу.

1

УЭ

Расширение знаний о природе своей местности. Формирование умений вести наблюдения в природе, правила поведения в природе.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

7

Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времен года.

1

Комбинированный

Расширение и уточнение знаний о сезонных изменениях в природе.

Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Текущий контроль

8

Изменения в жизни растений и животных.

1

Комбинированный

Закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни растений и животных.

Умение называть сезонные изменения в жизни растений и животных.

Текущий контроль

9

Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

1

Комбинированный

Углубление знаний об особенностях жизни и трудовой деятельности человека.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

Раздел 3. Наша страна – 6ч.

10

Российская Федерация.

1

УОНМ

Знакомство с положением России физической карте.

Умение находить на физической карте изучаемые географические объекты и их названия.

Текущий контроль

11

Москва — столица нашей Родины.

1

Комбинированный

Знакомство со столицей нашей Родины.

Умение рассказывать и показывать столицу.

Текущий контроль

12

Многонациональное население России.

1

Комбинированный

Формирование представлений о народах, населяющих нашу страну, о религиях, которые они исповедуют.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

13

Города нашей Родины.

2

Комбинированный

Первоначальное знакомство с крупнейшими городами России.

Умение находить на физической карте изучаемые географические объекты и их названия.

Текущий контроль

14

Средства сообщения между городами.

1

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях транспорта нашей области.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

Раздел 4. Природа нашей Родины — 38ч.

Раздел 4.1. Неживая природа -12ч

15

Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности.

1

УЭ

Расширение знаний о природе своей местности. Формирование умений вести наблюдения в природе, правила поведения в природе.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

16

Разнообразие поверхности (рельеф).

1

УОНМ

Формирование представления о разнообразие рельефа своей местности.

Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Текущий контроль

17

Почвы.

1

Комбинированный

Формирование элементарных понятий о составе почвы.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

II четверть (16 часов)

18

Вода в природе.

1

Комбинированный

Обобщение знаний о нахождении воды в природе. Углубление знаний о круговороте воды в природе, его значении.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

19

Свойства воды.

1

Комбинированный

Углубление знаний об особенностях воды в трех агрегатных состояниях.

Умение делать выводы на основе результатов сравнительного эксперимента.

Текущий контроль

20

Вода и пар, снег и лед.

1

Комбинированный

Расширение кругозора.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

21

Значение воды для жизни человека.

1

Комбинированный

Раскрытие значения воды для жизни человека.

Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Текущий контроль

22

Воздух.

1

Комбинированный

Знакомство с основными составными частями воздуха; причинах загрязнения воздуха и способах охраны атмосферы от загрязнения.

Умение ориентироваться в основных понятиях темы. Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

23

Знакомство с термометрами.

1

Комбинированный

Знакомство с термометрами различного назначения

Знать что общего и в чем отличие термометров различного назначения. Умение пользоваться термометрами.

Текущий контроль

24

Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

1

УПЗиУ

Совершенствование умений измерять температуру.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

25

Полезные ископаемые: песок, глина, гранит, мрамор, мел.

1

Комбинированный

Формирование первоначальных представлений о полезных ископаемых и их изображением на физической карте.

Умение находить на физической карте месторождения полезных ископаемых.

Текущий контроль

26

Полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, газ, каменная соль.

1

Комбинированный

Формирование первоначальных представлений о полезных ископаемых и их изображением на физической карте.

Умение находить на физической карте месторождения полезных ископаемых.

Текущий контроль

Раздел 4.2. Живая природа – 26ч.

27

Экскурсия в лес.

1

УЭ

Знакомство с многообразием растений и животных своего края.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

28

Лиственные деревья.

1

УОНМ

Знакомство с лиственными деревьями.

Умение называть лиственные деревья.

Текущий контроль

29

Хвойные деревья

1

Комбинированный

Знакомство с хвойными деревьями и охраной леса человеком.

Умение называть хвойные деревья. Знать отличительные признаки хвойных деревьев от лиственных деревьев.

Текущий контроль

30

Кустарники. Кустарнички.

1

Комбинированный

Знакомство с кустарниками и кустарничками.

Знать отличительные признаки кустарников от кустарничков.

Текущий контроль

31

Травы.

1

Комбинированный

Знакомство с травами произрастающими в нашей местности.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

32

Съедобные грибы.

1

Комбинированный

Формирование представления о грибах как особой группе организмов, отличающихся от растений и животных, разнообразии грибов.

Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Текущий контроль

33

Несъедобные грибы.

1

Комбинированный

Закрепление знаний о грибах; о правилах их сбора и охране, роли грибов в биосфере.

Умение рассказывать о значении грибов; о правилах их сбора.

Текущий контроль

III четверть (12 часов)

34

Звери леса.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о зверях леса.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

35

Птицы леса.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о птицах леса.

Умение рассказывать о птицах леса.

Текущий контроль

36

Насекомые леса.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о насекомых леса.

Умение называть и показывать насекомых леса.

Текущий контроль

37

Плодовые деревья.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о плодовых деревьях.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

38

Ягодные кустарники.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений об ягодных кустарниках.

Умение называть и показывать

ягодные кустарники.

Текущий контроль

39

Декоративные растения: весенние, летние, осенние.

1

Комбинированный

Знакомство с декоративными растениями нашей местности.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

40

Животные сада. Сезонные работы в саду.

1

Комбинированный

Углубление знаний о животных сада.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

41

Экскурсия в огород.

1

УЭ

Знакомство с многообразием растений огорода.

Умение фиксировать свои наблюдения.

Текущий контроль

42

Растения огорода: овощи, зеленые культуры.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений об овощах, зеленых культурах.

Умение называть и показывать овощи, зеленые культуры. Умение отличать овощи от зеленых культур.

Текущий контроль

43

Помощники огородных растений; вредители.

1

Комбинированный

Знакомство с помощниками и вредителями огородных растений.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

44

Растения поля: зерновые культуры.

1

Комбинированный

Знакомство с культурными злаками.

Умение называть и показывать зерновые культуры.

Текущий контроль

45

Вредители полей.

1

Комбинированный

Знакомство с вредными растениями и животными поля.

Знание о роли птиц в истреблении вредителей полей.

Текущий контроль

IV четверть (12 часов)

46

Растения луга.

1

Комбинированный

Формирование элементарных представлений о растениях луга. Знакомство со значением лугов в сельском хозяйстве.

Умение называть и показывать растения луга.

Текущий контроль

47

Животные луга.

1

Комбинированный

Формирование элементарных представлений о животных луга.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

48

Растения болота.

1

Комбинированный

Формирование элементарных представлений о растениях болота.

Умение рассказывать о растениях болота. Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

49

Животные болота.

1

Комбинированный

Формирование элементарных представлений о животных болота.

Умение называть и показывать животных болота.

Текущий контроль

50

Растения водоемов.

1

Комбинированный

Формирование элементарных представлений о растениях водоема.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

51

Животные пресных водоемов.

1

Комбинированный

Знакомство с разнообразием животных пресных водоемов, приспособленностью к жизни в разных местах обитания.

Умение рассказывать о животных пресных водоемов. Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

52

Животные морей и океанов.

1

Комбинированный

Знакомство с разнообразием животных соленых водоемов,

Умение называть и показывать животных морей и океанов.

Текущий контроль

Раздел 5. Человек. Охрана здоровья – 7ч.

53

Строение тела человека.

1

УОНМ

Формирование элементарного представления о строении тела человека.

Умение рассказывать о строении тела человека. Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

54

Органы чувств.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений об органах чувств. Знакомство с гигиеной органов чувств.

Умение называть и показывать органы чувств.

Текущий контроль

55

Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

1

Комбинированный

Формирование элементарного представления о волосяном покрове, строении кожи. Закрепление правил ухода за своим организмом.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

56

Внутренние органы.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о внутренних органах.

Знать месторасположение внутренних органов.

Текущий контроль

57

Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание.

1

Комбинированный

Формирование представлений о некоторых причинах и предупреждении искривления позвоночника.

Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Текущий контроль

V четверть (12 часов)

58

Предупреждение заболеваний. Болезни цивилизации. Меры профилактики.

1

Комбинированный

Закрепление представлений о санитарно-гигиенических правилах для воспитания сознательного отношения к своему здоровью.

Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Текущий контроль

59

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

1

Комбинированный

Закрепление знаний о вредном влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

Раздел 6. Экология. Охрана природы – 3ч.

60

Что такое экология? Охрана природы.

1

УОНМ

Формирование представления о науке «Экология».

Знание правил поведения в природе.

Текущий контроль

61

Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.

1

Комбинированный

Знакомство с «Красной книгой» своей области.

Умение работать с текстом учебника.

Текущий контроль

62

Правила поведения человека в городе. Сельской местности и на природе.

1

Комбинированный

Закрепление правил поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Знание правил поведения в городе, сельской местности, природе.

Текущий контроль

Раздел 7. Труд на пришкольном участке и в школе – 4ч.

63

Посев и посадка растений. Уход за растениями.

2

УПЗиУ

Посев и посадка растений на пришкольном участке.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

64

Комнатные растения (уход за ними).

1

УПЗиУ

Закрепление знаний о комнатных растениях.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

65

Повторение пройденного.

1

УОиСЗ

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Умение применять полученные знания на практике.

Текущий контроль

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: