Тема урока:
«Абсолютизм во Франции. Религиозные войны»
Цели урока:
— Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.
-Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.
— Воспитывать толерантность.
Оборудование урока:
-
Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
-
Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;
-
Памятка оценки деятельности правителя;
-
Мультимедиапроектор.
-
Портреты исторических личностей.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.
Форма урока: урок-презентация.
Методы обучения: словесный, наглядный.
План урока:
-
Актуализация ранее изученной темы.
-
Распространение Реформации во Франции.
-
Начало религиозных войн.
-
«Варфоломеевская ночь»
-
Война трех Генрихов.
-
Добрый король» Генрих IV Наваррский
-
Закрепление изученного материала.
Основные понятия и термины:
Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант
Ход урока
I.Оргмомент.
_Бонжур меза ми. Жомапель Натали. Коман сова. Сава бьен?
III. Изучение нового материала.
1).Вступительное слово учителя:
— Как вы думаете , почему сегодня я начала приветствие на французском языке.
Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Конечно, это Франция.
Французы говорят « алягер ком алегер». Кто знает, что означает это выражение?
Действительно эта фраза стала крылатой благодаря французам. И означает она « на войне как на войне».Для Франции 16 века присуще ведение войны.
Метод « Снежный ком»
— С какими ассоциациями с вас связано слово « война»?
-Любая война наносит урон экономике государства, несет страдания для народа. А тем страшнее гражданская война. Гражданская война- это война внутри государства между различными слоями населения. Тема нашего сегодняшнего урока связана с понятием гражданская война.
— Итак, тема сегодняшнего урока «Абсолютизм во Франции .Религиозные войны».( слайд1) Объявление цели и задач.
После этого урока( слайд 2):
-
называть причины, дату, цели и итоги религиозных войн во Франции;
-
давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию;
-
работать с исторической картой, таблицей;
-
читать опорный конспект;
высказывать негативное отношение к гражданской войне.
Для того,чтобы достичь этих результатов нам необходимо рассмотреть следующие пункты плана( слайд 3)
1. Распространение Реформации во Франции.
2.Начало религиозных войн.
3. « Варфоломеевская ночь». Екатерина Медичи.
4.Война трех Генрихов.
5.« Добрый король» Генрих IV Наваррский
Работа по плану урока
1.Распространение Реформации во Франции.( 5 слайд).
В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.
В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм.
Беседа на повторение: Вспомните
-
Кто является основателем кальвинизма?
-
В какой стране это течение утвердилось?
-
Основные истины этого течения?
И кто во Франции сочувствовал протестантизму?
( Работа с раздаточным материалом) ( слайд 4)
Распространение кальвинистского учения во Франции
Слои населения, поддерживающие кальвинизм |
Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции |
Представители старинной знати |
Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости |
Часть дворянства |
Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви |
Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели |
Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви |
Некоторая часть крестьянства |
Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви |
В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.
Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.
Гугеноты – это французские кальвинисты.( слайд5)
В тетрадь записывается понятие
2.Начало религиозных войн)Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.
В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси , устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562—1598).( слайд 6)
1562—1598 – религиозные войны во Франции. В тетрадь записывается дата религиозных войн.
Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.
С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. Очень часто он произносил « Требовать- это привилегия короля» « Кто здесь король?» В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.Персонификация Екатерины Медичи)
Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.
"Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами… Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".
Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.
Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали.
-
«Варфоломеевская ночь» (7 слайд)
?Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?
Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон.( закрепить на доске). Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.
Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся:
-
К художественному фильму « Королева Марго»
2) к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).
"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля… Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.
Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож — католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.
…Екатерина Медичи… не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже… Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".
В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек
1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции. /Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/
Физкультминутка
4.Война трех Генрихов
После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.( слайд
— «Париж стоит мессы», — сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.
Месса – католическое богослужение.
? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?
Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стране провозглашалась веротерпимость.
Организуется работа с документом «Нантский эдикт»
Учебник, с. 125
5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский ( слайд 12)
Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.
?Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»?
Подведение итогов урока.
ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе
IV. Закрепление изученного материала.(слайд9) синквейн.
Возвращение к ожидаемым результатам.( Слайд2)
V.Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI.Домашнее задание: параграф 14,
VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске
«Я» доволен своей работой на уроке на уроке |
«Мы»: насколько мне помогли одноклассники? |
«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? |
|
|
|
7