Предмет: риторика.
Тема: «Слово не воорбей, вылетит-не поймаешь»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Учебник: , 1 класс/Под редакцией
Учитель начальных классов:Кустова Марина Владимировна.
Продолжительность урока: 40 минут.
Класс: 1.
Город: Тольятти.
Школа: НОУ «Ор Авнер»
План-конспект урока.
Дидактическая цель: формировать у детей умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочных и проверяемых словах.
Развивающая цель:
Воспитательные цели:
Учащиеся должны усвоить, что:
—Сказанное обидное слово не вернуть, оно запомнится;
-Нельзя смеяться над тем, у кого что-то не получается;
-Нельзя быть безразличным к беде другого человека;
-Нужно оказать помощь тому, кто в этом нуждается, посочувствовать ему.
Учащиеся должны научиться:
—
Предмет: риторика.
Тема : Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
Цели урока:
1.Объясняем детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т. п.
2.Предупреждаем дошкольников: прежде сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник.
3Убеждаем детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.
Оборудование:
1.Магнитофон.
2.Мяч.
Оформление доски:
1.Число.
2.Тема урока.
3.Вопросы для повторения (указаны в пункте повторение)
4.№ рисунков и заданий для изучения нового материала..
5..№ рисунков и страниц для закрепления.
Ход занятия.
I. Организационная и содержательная установка.
Сядьте за столики так, что бы вы видели друг друга. Приготовьте тетрадь, цветные карандаши, ножницы.
На прошлом уроке вы были зрителями, а сегодня поговорим о силе слов.
Тема нашего урока: Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь.
Цели нашего урока:
На этом уроке вы должны понять, что слово человека могущественно;
-вы должны знать: прежде, чем сказать, надо подумать;
-только доброе и ласковое слово поможет найти взаимопонимание собеседникам.
Но сначала проведем речевую разминку.
II. Речевая разминка.
-
Дикционное упражнение-игра.
-Сейчас вы поиграете в дикционное упражнение-игру.
-Послушайте условие игры. Вы по очереди передаете друг другу мяч. Один, бросая мяч другому, спрашивает: Настя (называет имя того, кому передает мяч), Сеня вез воз сена? (скороговорка).
Другой ученик, получая мяч, отвечает:
-Сеня вез воз сена.
И так мяч переходит от одного игрока к другому.
III.Повторение. (Проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся.)
-
Вступительное слово учителя.
-На прошлом уроке мы были с вами в театре «Гном» и говорили о том, как зритель должен вести себя в театре.
2.Опрос.
-Вспомним правила поведения в театре.
-Кого мы называем зрителем? (Зрителем мы называем того, кто смотрит на что -либо, наблюдает за чем либо.)
-Благодаря кому мы смотрим представление в театре? (Благодаря актерам, служащим, театра: осветителям, билетерам, суфлерам.)
-Чего нельзя делать во время представления? (Во время представления нельзя разговаривать, жевать, загораживать сцену, вставая с кресла и мешая тем самым другим.
-Какие зрители веду себя правильно? (Правильно ведут себя те зрители, которые внимательно смотрят на сцену и слушают, что говорят и делают актеры. Во время представления можно смотреть на сцену в бинокль и там, где уместно, хлопать.)
IV. Узнаем новое. (Взаимодействие педагога и детей на основе сообщения- усвоения новых знаний, умений и навыков.)
-Ребята, когда мы с вами проводили игру, вы передавали друг другу мяч, при этом произносили слова. Вы ловили мяч. А слово можно поймать, передать так же, как мяч? Попробуем в этом разобраться.
1. Работа по тетради.
— Откройте тетради на стр. 56 и скажите , как вы понимаете пословицу «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь.» (Птицу можно поймать, а сказанное слово не вернуть. Оно запомниться.)
— Скажите, о каком слове вы будете жалеть, если его не удается вернуть? (Об обидном слове, которым обидел, расстроил кого-либо.)
— Если хотите, приведите примеры, чтобы вы жалели о сказанном.
— Рассмотрите рисунок №1 на странице 56. Что случилось с мальчиком, который пока плохо катается на роликовых коньках? (Мальчик упал, сильно ударился, поэтому больше кататься не может.)
— Как ведет себя мальчик, умеющий кататься на роликах? ( На 1-м рисунке он смеется, глядя на упавшего. На 2-м рисунке он проходит мимо.)
— Ребята, правильно ли поступил этот мальчик? Что бы вы сделали на его месте? (Мальчик поступил неправильно. Во-первых, никогда нельзя смеяться над тем, у кого что-то не получается. Во-вторых, нельзя быть безразличным к беде другого человека, нужно оказать помощь тому, кто в этом нуждается, посочувствовать ему.)
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала и упражнения.
-
Речевая ситуация ( работа в парах).
— Ребята, представьте себе такую ситуацию, когда вы увидели, как кто-то больно ударился, ушибся.
— Если вы не безразличны к беде другого человека, то окажете помощь тому, кто в этом нуждается, посочувствуете ему.
— Какие слова вы произнесете в том случае, когда вы посочувствуете кому- либо? Давайте разыграем эту ситуацию в парах.
2. Работа с другим рисунком №3на странице 56.
— Почему маленькая девочка плачет? (Она пока не сможет играть с игрушечным мишкой, так она его уронила в лужу. Наверняка, ее за это отругает мама, и это очень расстроило девочку.)
— Как Риторик ведет себя в этой ситуации на рис. №4? (Он поднял игрушку и успокаивает девочку.)
— Что бы вы сказали в этой ситуации? Подумайте и произнесите эти слова. (Ты, девочка, будешь выглядеть еще прекраснее, если не будешь плакать. Все можно исправить. Солнышко и ветерок помогут высушить твоего любимого мишку, и ты снова сможешь с ним играть. А если ты так и будешь плакать, то мишка еще долго не высохнет от твоих слез.)
3. Работа по тетради на стр. 56 по рис. №5,6.
— Перейдем к рассмотрению следующего рисунков №5,6 на стр.56.
— Что произошло с мальчиком, несущим посуду? (Он столкнулся.)
— Скажите, правильно ли ведут себя герои? (Нет. Когда мы идем и тем более что-то несем, необходимо посмотреть по сторонам. Но не надо забывать о том, что это можете делать не только вы одни. В самый неподходящий для вас момент неожиданно кто-то появляется на вашем пути. Нужно проявлять сдержанность и воспитанность. Мы не должны ругаться в этой ситуации, тем более ругаться. Наоборот, нужно извиниться за неловкость.)
— Ребята, какие слова вы произнесете в этой ситуации? (Извините меня, пожалуйста, я случайно, нечаянно. Извините, пожалуйста я был неловок. И т. п.)
-Закончим рассмотрение последнего рисунка на стр.56 №7, №8. Какая ситуация здесь изображена? (Мальчик первым прибежал к финишу и хвастает, что он победитель.)
— Ребята, хорошо ли поступает мальчик? (Нет.)
— Ребята, что вас смущает в том, что мальчик говорит о том, что он пришел первым, что он победил? Что в его поступке проявляется не очень хорошего?( Мальчик хвастает. Мальчик не подумал о том, что своим хвастовством унижает достоинство другого.)
VII, Физкультминутка.
VIII. Диагностика прочности усвоения знаний.
-
Речевая ситуация на стр.57. Ответим на вопросы.
— Ребята, наверняка, у вас были ситуации, когда вас кто-то обижал. Что вы чувствовали при этом? Какие слова вы хотели бы услышать от своих обидчиков? (Дети приводят свои примеры.)
— В такой ситуации бывает обидно и жалко себя. Хочется плакать. И в этот момент хочется услышать слова извинения.)
2. Работа по тетради с использованием магнитофона.
— Ребята, у каждого человека есть «нотки» жалости, любви к другому человеку. Сейчас вам представиться возможность сказать (написать) приятные,,добрые слова своим родным или друзьям на стр.57 учебника.
3.Разгадывание ребуса на стр.57 учебника.
— Рассмотрим рисунки этого ребуса. В процессе работы детей получается такое предложение: Ветер рушит горы, а слово –дружбу.
4. Раскрасим прямоугольники.
IX. Подведение итогов урока.
— Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Грубое, недоброе, обидное слово способно разрушить дружбу, как сильный ветер разрушает горы.
— Да, ребята, только задушевное, искреннее, сердечное слово сохранит дружбу и любовь между дюдьми. Не случайно говорят: сердечное слово до сердца доходит.