Родительское собрание
Как развить ответственность в наших детях.
Уровни и составляющие ответственности.
Подготовила: Филимонова Е. А., учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 148
Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его развития у детей, в чем различие по- слушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».
Составляющие ответственности:
- Понимание задачи — знание того, что нужно сделать и как это сделать. Что значит для вас «Уберись в своей комнате!»? Возможно, ребенок понимает это по-своему и уберется так, как он понимает. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.
- Согласие с поставленной задачей. У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
- Умение самостоятельно мотивировать свои действия: сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался старших (внешняя мотивировка). Важно помочь ему развить в себе способность к самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.
Процесс воспитания ответственности можно разделить на три уровня:
- 1-й уровень. Ребенок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.
- 2-й уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле . Дети могут забыть что-нибудь или им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать.
- 3-й уровень. Выполняет задание самостоятельно. Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий.
Условия, которые влияют на развитие чувства ответственности:
- Самоуважение. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Детям, верящим в то, что они способные, ответственные, легче справиться с какой-либо задачей.
- Разумные ограничения. Они дают детям чувство защищенности, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
- Условия развития ребенка . Дети не научатся быть ответственным как по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте им возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте их возраст и опыт.
Нужно принимать во внимание тот факт, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.
Для этого:
- поймите природу своих претензий, определите свои цели, так как порой родители, сами не зная почему, постоянно недовольны своим ребенком;
- учитывайте возрастные особенности, так как в зависимости от возраста меняются общие для всех жалобы на поведение детей;
- принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные черты характера закладываются в раннем детстве;
- оценивайте опыт ребенка: то, что он уже умеет делать; даже неудачный опыт может принести пользу.
Уважаемые родители, помните: воспитание ответственности требует времени.