Казенное учреждение Омской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»
«Школа этикета, или вы пришли в театр»
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере: Чебаненко. О.А.
Цели:
-
Познакомить детей с правилами поведения в театре;
-
Дать детям первоначальные сведения о театральных профессиях, о назначении некоторых театральных помещений;
-
Развивать речь детей, любознательность, воображение, память;
-
Воспитывать любовь к театру, уважение к труду, стремление к осознанному выполнению правил.
Слайд №1.
Воспитатель: Ребята, прочитайте хором надпись на стене. (дети хором читают.) Что такое «этикет»? (ответы детей.) Этикет – в переводе с французского, правила поведения. Сегодня мы познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими людьми в одном учреждении. В театре. Театр – культурно-просветительское учреждение. Какие еще культурно-просветительские учреждения вы знаете? (ответы детей: библиотека, музей, кинотеатр, цирк.)
Слайд №2
У нас в Омске много культурно-просветительских учреждений. Вспомните, в каких из них вы уже побывали? (ответы детей.)
Воспитатель вывешивает слова: кинотеатр, музей, транспорт, цирк, театр.
Воспитатель: Прочитайте записанные слова. Что общего у этих слов? (ответы детей: это общественные места.) Найдите лишнее слово.(ответы детей: транспорт.) Почему? (ответы детей: транспорт – это средство для перевозки людей и грузов.)
Воспитатель вывешивает два столбца слов. Задание – соединить слова в левом и правом столбиках.
Слайд № 3.
Воспитатель: А теперь послушайте, о чем разговаривают
Петрушка и Шуршунчик. (воспитатель надевает перчаточные куклы и далее говорит от их имени, или можно распределить эти роли детям.)
Петрушка: Я считаю, что во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета.
Шуршунчик: А я уверен, что соблюдать необходимо только правила дорожного движении, а в театре нужно вести себя так. (свистит, показывает язык, кривляется.)
Воспитатель: Ребята, кто из них прав? (ответы детей.) Человек живет в обществе, и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас. Ребята, кто знает, какие театры есть в Омске? (дети перечисляют известные им театры.)
Слайд № 4.
Может кто-то помнит на какое представление вы последний раз ходили? (ответы детей.) Скоро мы опять пойдем в театр, поэтому сегодня нам надо повторить правила поведения в этом учреждении.
Звучит фонограмма песни «Марионетки» из репертуара группы «Машина времени».
Воспитатель: Представьте себе, что вы пришли в театр, заняли места в зрительном зале. Гаснет свет, открывается занавес – и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые или незнакомые вам герои сказок, любимых книг …
Проводится конкурс «Узнай предмет». Задание – узнать, каким литературным персонажам принадлежат следующие предметы:
-
Зонтик (Оле-Лукойе);
-
Горошина (принцесса на горошине);
-
Санки (Каю из сказки «Снежная королева»);
-
Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке);
-
Крапива (Элизе из сказки «Дикие лебеди»);
-
Мочалка (Мойдодыру);
-
Золотой ключик (Буратино);
-
Корзина с пирожками (Красной Шапочке).
Ребенок, давший больше всего правильных ответов, получает приз.
Воспитатель: Театр – это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий, и мы должны уважать их труд. А наше уважение выражается в соблюдении правил этикета.
Какое помещение есть в театре, мы узнаем, разгадав маленький кроссворд.
Вопросы кроссворда:
-
Место, где сидят зрители во время спектакля.
-
Место, где находятся зрители до и после спектакля.
-
Место, куда можно сдать на хранение одежду.
-
Место, где зрители могут перекусить во время антракта.
Воспитатель: Зал, гардероб, фойе, буфет – это помещения театра. Какое помещение мы не назвали? (ответы детей.) Подсказка: там мы приобретаем билеты на спектакль.
Воспитатель разыгрывает сценку, как Петрушка приобретает билет в кассе.
Воспитатель: А сейчас Шуршунчик познакомит вас с правилами поведения в театре и даст несколько полезных советов.
Шуршунчик: (Петрушка при этом изображает отчаяние от «советов» Шуршунчика) В театр приходи небрежно и непразднично одетым. При входе кричи, толкайся, всех распихивай. Билет брось у входа к ногам контролера. В верхней одежде пробеги в зрительный зал. Обязательно постарайся опоздать к началу представления.
Беседа с детьми: ребята оспаривают «Вредные советы» Шуршунчика.
Воспитатель: Молодцы! В фойе театра вы можете приобрести программку. Что можно узнать из нее? (показывает театральные программки. Дети рассматривают, читают, отвечают.) А теперь – следующее задание. Посмотрите на рисунок и подберите к словам картинки.
Слайд №5.
Воспитатель: Что является сигналом к началу спектакля? (ответы детей: звонок.) Итак, звенит первый звонок. Проходим в зрительный зал. Сейчас я проверю, как вы будете выполнять правила этикета. Из двух ответов на мой вопрос выберите правильный.
Далее воспитатель зачитывает вопросы и по два ответа к ним: один – от имени Петрушки, второй – от имени Шуршунчика.
Вопросы:
-
Как вы будете проходить в зрительный зал? (Шуршунчик: «Шумно!», Петрушка: «Тихо». Ответы детей.)
-
Все места в вашем ряду уже заняты. Как вы должны пройти к своему месту? (Шуршунчик: «Спиной к сидящим», Петрушка «Лицом к сидящим». Ответы детей.)
Можно разыграть сценку, на примере которой воспитатель показывает детям, как надо проходить в зрительный зал. В ходе сценки дети сидят в ряд на стульях, как в театре, Петрушка и Шуршунчик пытаются пройти мимо них к своим местам.
Шуршунчик: (грубо). Эй, ты, убери свои ноги, кому сказал! Быстро пропусти меня!
Петрушка: (вежливо). Извините за беспокойство, разрешите пройти.
Беседа с детьми: кто прав – Петрушка или Шуршунчик.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Звенит второй звонок. Посмотрите внимательно на рисунок. Какие правила поведения в театре зашифрованы в нем? (ответы детей: во время спектакля нельзя шуршать фантиками, есть конфеты, пить воду.) Правильно, так вести себя во время представления неприлично. Также нельзя громко смеяться, вертеться, вскакивать с места, толкаться.
Слайд № 6.
Воспитатель: А сейчас начнется представление. (звенит третий звонок.) Не забывайте о правилах поведения. Представьте себе, что вы находитесь в театре оперы и балета. Гаснет свет, на сцене балерины исполняют «Танец маленьких лебедей» их балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. (Звучит отрывок из балета «Лебединое озеро», дети слушают.) Спектакль закончился. Что делают зрители? (Ответы детей: хлопают, кричат «браво», «бис».) Послушайте, как смотрели балет девочки из стихотворения Агнии Барто «В театре».
Дети читают стихотворение наизусть.
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени –
Номерка не нахожу.
Может, он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то …
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, правильно себя повели подруги? (ответы детей.) У нас в центре дети тоже могут поставить мини-спектакль, но это кропотливая работа и детей и взрослых. А наше занятие подходит к концу. Мне очень хочется узнать, как вы усвоили материал в нашей школе этикета. Повторите, какие действия недопустимы во время просмотра спектакля?
На доске записаны слова: аплодировать, шуршать, толкаться, смотреть, огорчаться, улыбаться, бегать, жевать. Дети вычеркивают лишние слова.
Воспитатель: А теперь вспомните, какие из этих слов обозначают профессии, а какие — помещения?
На доске записаны слова: фойе, зал, режиссер, касса, художник, актер, гардероб. Дети выполняют задание.
Воспитатель награждает наиболее активных участников мероприятия призами. На дом можно дать задание – нарисовать знаки, которые обозначают правила поведения в театре, показывают, что недопустимо делать.
Воспитатель: Ребята, а как же нам быть с Шуршунчиком? Он ведь совсем не умеет себя вести. (ответы детей: мы его научим и возьмем с собой в театр.) Хорошо. Надеюсь, что все вы усвоили правила поведения, и когда мы очередной раз пойдем с вами в театр вы будете вести себя правильно. До свидания! До новых встреч! Слайд № 7.
8