«Школа этикета, или мы пришли в театр!»

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

«Школа этикета, или вы пришли в театр»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере: Чебаненко. О.А.

Цели:

  • Познакомить детей с правилами поведения в театре;

  • Дать детям первоначальные сведения о театральных профессиях, о назначении некоторых театральных помещений;

  • Развивать речь детей, любознательность, воображение, память;

  • Воспитывать любовь к театру, уважение к труду, стремление к осознанному выполнению правил.

Слайд №1.

Воспитатель: Ребята, прочитайте хором надпись на стене. (дети хором читают.) Что такое «этикет»? (ответы детей.) Этикет – в переводе с французского, правила поведения. Сегодня мы познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими людьми в одном учреждении. В театре. Театр – культурно-просветительское учреждение. Какие еще культурно-просветительские учреждения вы знаете? (ответы детей: библиотека, музей, кинотеатр, цирк.)

Слайд №2

У нас в Омске много культурно-просветительских учреждений. Вспомните, в каких из них вы уже побывали? (ответы детей.)

Воспитатель вывешивает слова: кинотеатр, музей, транспорт, цирк, театр.

Воспитатель: Прочитайте записанные слова. Что общего у этих слов? (ответы детей: это общественные места.) Найдите лишнее слово.(ответы детей: транспорт.) Почему? (ответы детей: транспорт – это средство для перевозки людей и грузов.)

Воспитатель вывешивает два столбца слов. Задание – соединить слова в левом и правом столбиках.

Слайд № 3.

Воспитатель: А теперь послушайте, о чем разговаривают

Петрушка и Шуршунчик. (воспитатель надевает перчаточные куклы и далее говорит от их имени, или можно распределить эти роли детям.)

Петрушка: Я считаю, что во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета.

Шуршунчик: А я уверен, что соблюдать необходимо только правила дорожного движении, а в театре нужно вести себя так. (свистит, показывает язык, кривляется.)

Воспитатель: Ребята, кто из них прав? (ответы детей.) Человек живет в обществе, и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас. Ребята, кто знает, какие театры есть в Омске? (дети перечисляют известные им театры.)

Слайд № 4.

Может кто-то помнит на какое представление вы последний раз ходили? (ответы детей.) Скоро мы опять пойдем в театр, поэтому сегодня нам надо повторить правила поведения в этом учреждении.

Звучит фонограмма песни «Марионетки» из репертуара группы «Машина времени».

Воспитатель: Представьте себе, что вы пришли в театр, заняли места в зрительном зале. Гаснет свет, открывается занавес – и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые или незнакомые вам герои сказок, любимых книг …

Проводится конкурс «Узнай предмет». Задание – узнать, каким литературным персонажам принадлежат следующие предметы:

  • Зонтик (Оле-Лукойе);

  • Горошина (принцесса на горошине);

  • Санки (Каю из сказки «Снежная королева»);

  • Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке);

  • Крапива (Элизе из сказки «Дикие лебеди»);

  • Мочалка (Мойдодыру);

  • Золотой ключик (Буратино);

  • Корзина с пирожками (Красной Шапочке).

Ребенок, давший больше всего правильных ответов, получает приз.

Воспитатель: Театр – это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий, и мы должны уважать их труд. А наше уважение выражается в соблюдении правил этикета.

Какое помещение есть в театре, мы узнаем, разгадав маленький кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Место, где сидят зрители во время спектакля.

  2. Место, где находятся зрители до и после спектакля.

  3. Место, куда можно сдать на хранение одежду.

  4. Место, где зрители могут перекусить во время антракта.

Воспитатель: Зал, гардероб, фойе, буфет – это помещения театра. Какое помещение мы не назвали? (ответы детей.) Подсказка: там мы приобретаем билеты на спектакль.

Воспитатель разыгрывает сценку, как Петрушка приобретает билет в кассе.

Воспитатель: А сейчас Шуршунчик познакомит вас с правилами поведения в театре и даст несколько полезных советов.

Шуршунчик: (Петрушка при этом изображает отчаяние от «советов» Шуршунчика) В театр приходи небрежно и непразднично одетым. При входе кричи, толкайся, всех распихивай. Билет брось у входа к ногам контролера. В верхней одежде пробеги в зрительный зал. Обязательно постарайся опоздать к началу представления.

Беседа с детьми: ребята оспаривают «Вредные советы» Шуршунчика.

Воспитатель: Молодцы! В фойе театра вы можете приобрести программку. Что можно узнать из нее? (показывает театральные программки. Дети рассматривают, читают, отвечают.) А теперь – следующее задание. Посмотрите на рисунок и подберите к словам картинки.

Слайд №5.

Воспитатель: Что является сигналом к началу спектакля? (ответы детей: звонок.) Итак, звенит первый звонок. Проходим в зрительный зал. Сейчас я проверю, как вы будете выполнять правила этикета. Из двух ответов на мой вопрос выберите правильный.

Далее воспитатель зачитывает вопросы и по два ответа к ним: один – от имени Петрушки, второй – от имени Шуршунчика.

Вопросы:

  1. Как вы будете проходить в зрительный зал? (Шуршунчик: «Шумно!», Петрушка: «Тихо». Ответы детей.)

  2. Все места в вашем ряду уже заняты. Как вы должны пройти к своему месту? (Шуршунчик: «Спиной к сидящим», Петрушка «Лицом к сидящим». Ответы детей.)

Можно разыграть сценку, на примере которой воспитатель показывает детям, как надо проходить в зрительный зал. В ходе сценки дети сидят в ряд на стульях, как в театре, Петрушка и Шуршунчик пытаются пройти мимо них к своим местам.

Шуршунчик: (грубо). Эй, ты, убери свои ноги, кому сказал! Быстро пропусти меня!

Петрушка: (вежливо). Извините за беспокойство, разрешите пройти.

Беседа с детьми: кто прав – Петрушка или Шуршунчик.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Звенит второй звонок. Посмотрите внимательно на рисунок. Какие правила поведения в театре зашифрованы в нем? (ответы детей: во время спектакля нельзя шуршать фантиками, есть конфеты, пить воду.) Правильно, так вести себя во время представления неприлично. Также нельзя громко смеяться, вертеться, вскакивать с места, толкаться.

Слайд № 6.

Воспитатель: А сейчас начнется представление. (звенит третий звонок.) Не забывайте о правилах поведения. Представьте себе, что вы находитесь в театре оперы и балета. Гаснет свет, на сцене балерины исполняют «Танец маленьких лебедей» их балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. (Звучит отрывок из балета «Лебединое озеро», дети слушают.) Спектакль закончился. Что делают зрители? (Ответы детей: хлопают, кричат «браво», «бис».) Послушайте, как смотрели балет девочки из стихотворения Агнии Барто «В театре».

Дети читают стихотворение наизусть.

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея кружится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени –

Номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то …

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, правильно себя повели подруги? (ответы детей.) У нас в центре дети тоже могут поставить мини-спектакль, но это кропотливая работа и детей и взрослых. А наше занятие подходит к концу. Мне очень хочется узнать, как вы усвоили материал в нашей школе этикета. Повторите, какие действия недопустимы во время просмотра спектакля?

На доске записаны слова: аплодировать, шуршать, толкаться, смотреть, огорчаться, улыбаться, бегать, жевать. Дети вычеркивают лишние слова.

Воспитатель: А теперь вспомните, какие из этих слов обозначают профессии, а какие — помещения?

На доске записаны слова: фойе, зал, режиссер, касса, художник, актер, гардероб. Дети выполняют задание.

Воспитатель награждает наиболее активных участников мероприятия призами. На дом можно дать задание – нарисовать знаки, которые обозначают правила поведения в театре, показывают, что недопустимо делать.

Воспитатель: Ребята, а как же нам быть с Шуршунчиком? Он ведь совсем не умеет себя вести. (ответы детей: мы его научим и возьмем с собой в театр.) Хорошо. Надеюсь, что все вы усвоили правила поведения, и когда мы очередной раз пойдем с вами в театр вы будете вести себя правильно. До свидания! До новых встреч! Слайд № 7.

8

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: