СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК».

СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: Учить различать плохие поступки,  коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать  мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный этап

Сегодня мы  с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент. Поговорим об этом на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое?

Приветствуют друг друга.

Готовятся к уроку.

Внимательно слушают воспитателя.

Организационно-поисковый этап

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

 Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.

 Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?

 А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая?

Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда?

А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации?

 Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка.

А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?

А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки?

Молодец, Маша! Она сохранила  поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку.

— В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и  наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец.

 Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, — хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой.

Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть  даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете?

 Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут  оказаться опасными и привести к несчастью.

И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. 

Слушают сказку

— Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала.

— Волка побили, он остался без хвоста.

— Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала.

— Бабка осталась без рыбы и без воротника.

-Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила.

— Рыжая, пушистая.

— Лиса красивая, хвост длинный, пушистый, красивый.

— Взгляд хитрый.

— Мордочка острая.

— Лисичка – самая красивая из зверей.

— Потому, что она хитрая.

— Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет.

-Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет.

— Нужно было проехать мимо и не обращать внимания на лису.

-Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки. Нужно было лису положить в мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была бы, и воротник.

— Лиса сама часто бывает голодной, но с волком  добычей не делилась, а послал его на верную смерть. Хорошо, что только без хвоста остался.

— Лиса посоветовала ловить рыбу в проруби, на волчий хвост.

—  Она жадная, не поделилась с волком, да еще и обманула его.

— Она знала, что волк голодный, жадный, будет долго сидеть и хвост у него примерзнет.

— Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает.  

  Сказал бы: « Сама покажи, как ловить рыбу хвостом».

— Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу.

— Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно.

Волк и лиса – кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а  охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит.

  • — Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся: а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала она ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим половить. Лиса посоветовала волку опустить в прорубь хвост и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся он на лису и ушел в лес. А лиса так голодная и осталась.

 -К нему нельзя прикасаться.

— Его нельзя брать в руки.

— Я скажу об этом маме.

Рефлексивно-корригирующий этап

Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила:

— Никогда, никуда не ходить с чужими людьми.

— Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

— Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

Этому и учат сказки. « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас, слушая их, а  потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.

Сегодня вы хорошо поработали. Главное: мне понравилось, как вы рассуждали, какие выводы делали. Я предлагаю вам после занятия, в свободное время, нарисовать иллюстрации к сказке «Лисичка-сетсричка и серый волк», поделиться впечатлениями от сказки или, если захотите, нарисовать другую концовку сказки.

Внимательно слушают воспитателя.

Запоминают правила.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: