СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам.
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотивационно-побудительный этап |
Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент. Поговорим об этом на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое? |
Приветствуют друг друга. Готовятся к уроку. Внимательно слушают воспитателя.
|
Организационно-поисковый этап |
Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями. Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?
А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая? Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда?
А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации? Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка.
А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом? А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки? Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку. — В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец. Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, — хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой. Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете? Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью. И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. |
Слушают сказку
— Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала. — Волка побили, он остался без хвоста. — Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала. — Бабка осталась без рыбы и без воротника. -Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила. — Рыжая, пушистая. — Лиса красивая, хвост длинный, пушистый, красивый. — Взгляд хитрый. — Мордочка острая. — Лисичка – самая красивая из зверей. — Потому, что она хитрая. — Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет. -Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет. — Нужно было проехать мимо и не обращать внимания на лису. -Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки. Нужно было лису положить в мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была бы, и воротник. — Лиса сама часто бывает голодной, но с волком добычей не делилась, а послал его на верную смерть. Хорошо, что только без хвоста остался. — Лиса посоветовала ловить рыбу в проруби, на волчий хвост. — Она жадная, не поделилась с волком, да еще и обманула его. — Она знала, что волк голодный, жадный, будет долго сидеть и хвост у него примерзнет. — Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает. Сказал бы: « Сама покажи, как ловить рыбу хвостом». — Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу. — Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно. Волк и лиса – кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит.
-К нему нельзя прикасаться. — Его нельзя брать в руки. — Я скажу об этом маме.
|
Рефлексивно-корригирующий этап |
Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила: — Никогда, никуда не ходить с чужими людьми. — Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки. — Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет. Этому и учат сказки. « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь. Сегодня вы хорошо поработали. Главное: мне понравилось, как вы рассуждали, какие выводы делали. Я предлагаю вам после занятия, в свободное время, нарисовать иллюстрации к сказке «Лисичка-сетсричка и серый волк», поделиться впечатлениями от сказки или, если захотите, нарисовать другую концовку сказки. |
Внимательно слушают воспитателя.
Запоминают правила. |