ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе: «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», « Кеннинг в поэтических произведениях»
ФИО __Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Энтузиастская ООШ», Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с.Энтузиаст._
Этапы, фазы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Способы коммуникации |
|||||||
I. Подготовительный этап |
|||||||||||
Группа№1 «Словарики» Группа№2 «Создатели» |
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в творческие группы, руководствуясь разными критериями. Например, из сильных и слабых учеников (или русских и инофонов) формируют группу, работа которой будет строиться на взаимопомощи. Критерием может также служить заинтересованность учащихся в той или иной проблеме и т.д. После формирования групп учитель ставит перед ними проблему : «К нам едут гости, которых надо удивить своим необычным творчеством». |
Учащиеся объединяются в группы в соответствии с пожеланиями и интересами : №1 – те, кто умеют хорошо говорить (коммуникативные); №2 – те, кто умеет хорошо представить-создать готовую работу. |
Под руководством учителя на уроке |
Слово учителя, диалог |
|||||||
1.2. Выбор темы: «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Кеннинг в поэтических произведениях», определение замысла проекта: «Работа над изобразительно-выразительными средствами языка», цель : «Развитие устной и письменной речи через проектную деятельность» , задач : 1.Показать красоту языка через тропы; 2.Обратить внимание на фонетическое звучание слов; 3.Воспитывать любовь к русскому языку» |
Учитель предлагает учащимся темы на рассмотрение. Участвует в обсуждении. |
Учащиеся выбирают темы, предложенные учителем, обсуждают, анализируют их, предлагают свои варианты |
Под руководством учителя на уроке |
Беседа |
|||||||
|
Учитель заранее выделяет, предлагает микротемы. Участвует в их обсуждении. Помогает в составлении тезисов.
|
Учащиеся рассматривают предложенные микротемы. Участвуют в их обсуждении. Выбирают предложенную микротему, либо предлагают свою. |
Под руководством учителя |
Тезисы : – обратить внимание на художественно-выразительные средства языка; – настроение читателя зависит от многого: синтаксиса, пунктуации, слов , даже ударения в словах – выразить свои мысли о произведении можно устно, письменно, через художественный образ. |
|||||||
II. Этап реализации (выполнения) проекта |
|||||||||||
2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте Группа№1 работает над предложенными заданиями, устно защищая свою работу (развитие устной речи), группа №2 организует создание письменного оформления проекта (стихотворение, эссе, мини-сочинение) |
Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Заранее готовит задания для мини-групп, отбирает необходимую литературу. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. |
Учащиеся рассматривают материал. Самостоятельно, обозначают цели проекта. Сбор, систематизация и анализ материала, составление тезисов. Учащиеся обсуждают и предлагают варианты микротем, выбирая одну из них, выбирают роль в проекте. |
Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая |
План проекта. *Идея произведения *Эмоциональная окраска стихотворения *Тропы в стихотворении *Лексические и синтаксические особенности произведения *Морфологические и фонетические особенности *Творческое представление |
|||||||
2.2. Выбор метода Групповая работа |
Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координирует. |
Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы. |
Самостоятельная работа |
Работа с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (анализ, синтез, обобщение) |
|||||||
2.3. Работа учащихся над микротемами / заданиями проекта |
Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника. |
Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал. |
Самостоятельная |
Конспект, подбор цитат, иллюстраций |
|||||||
2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста |
Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя. |
Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал. |
Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая |
План мини-проекта, тезисы, презентация и т.п. |
|||||||
III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе |
|||||||||||
3.1. Подготовка презентации |
Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта мини-группы. |
Учащиеся в мини-группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок |
Консультация под руководством учителя |
Публичное выступление в каком-либо жанре: сообщение с презентацией, чтение готовых творческих работ, их обсуждение |
|||||||
3.2. Выступление |
|||||||||||
3.3. Корректировка материалов |
|||||||||||
IV. Этап публичной защиты проекта |
|||||||||||
4.1. Защита проекта «Хрустальные слова в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» |
Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов. |
Учащиеся представляют конечный продукт своей работы: таблицу с тропами, с выразительными средствами, сочинение. |
Консультация под руководством учителя |
Публичное выступление: сообщение с презентацией. |
|||||||
V. Этап рефлексии |
|||||||||||
5.1. Анализ результатов : «+» и неудавшиеся моменты работы |
Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы
|
Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта |
Консультация под руководством учителя |
Анализ, самоанализ, диалог, комментарий |
|||||||
VI. Этап подведения итогов |
|||||||||||
5.1. Составление тематического портфолио : таблицы, информационные листы для уголка по русскому языку и литературе |
Учитель выступает в роли консультанта |
Учащиеся представляют оформленные проекты, обсуждают новые проблемы, будущие проекты. |
консультация |
Тематическое представление для гостей |
Работа над классным литературным проектом.
Группа №1 отвечает на заданные вопросы, группа №2 – в роли слушателей, советчиков, помощников. На практическом этапе группы меняются.
Работа группы№1.
Первый участник группы (ознакомление): Стихотворение «Зимнее утро» написано третьего декабря 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В произведении два героя: это – лирический герой и красавица, которую автор называет «друг прелестный», «друг милый»; именно к ней обращается со словами : «Открой, сомкнуты негой взоры».
Второй участник группы (лекция для всех): Идея произведения : Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.
Третий участник группы: (чтение выразительное) Эмоциональная окраска: Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне. Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро" Произведение из 2-го сборника"Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово".
Выполнение заданий:
Задание : найдите тропы в стихотворении, выпишите их. Объясните.
Ответ : Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» (великолепие зимнего утра) и «вечор» (вчерашняя буря). Во второй строфе автор использует сравнения и олицетворения: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно». В третьей строфе А.С.Пушкин прибегает к цвету : «под голубыми небесами», («прозрачный лес один чернеет», («ель сквозь иней зеленеет». Всё сверкает, сияет: «блестя на солнце», «и речка подо льдом блестит», далее: «Вся комната янтарным блеском озарена». Здесь автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию : «весёлым треском трещит затопленная печь». Эпитет «берег, милый для меня» означает – родные, дорогие сердцу места. Метонимия «Звездою севера явись» – не небесное тело, а самая достойная женщина Петербурга.
Задание : Автор использует быстрый, выразительный, живописный размер. Определите его.
Ответ: Стихотворение «Зимнее утро» написано четырехстопным ямбом ямб
Задание: найдите и объясните лексические, синтаксические особенности стихотворения.
Ответ:
Высокие, книжные слова |
Аврора, прелестный, озарена, негой, явись, взоры |
Разговорные, диалектные |
Дремлешь, нынче, у лежанки, кобылку |
Форма диалога |
Передача непринуждённого разговора |
Обращение , призыв |
Приглашение на прогулку по сверкающим снегам |
Контраст |
небо мутное, луна – бледно пятно; «вьюга злилась», «а нынче…» |
Задание: в толковом словаре найдите определение слова «нега», «Аврора».
Ответ: В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: «Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». «Словарь языка Пушкина»: «Состояние безмятежного покоя и чувственное упоение, наслаждение». Следовательно, слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. В данном случае лучше всего нега заменить словом сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя». «Аврора» – латинское имя богини утренней зари, имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное : «утренняя заря». Грамматическая форма слова : после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это – устаревшая архаическая форма. Для Пушкина и его современников это была норма.
Задание: что такое инверсия. Дайте определение. Приведите пример из текста.
Задание : Морфологическая структура произведения. Заполните таблицу.
Часть речи |
Пример |
Для чего необходимо |
Существительные |
мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка |
Яркий образ зимнего утра |
Прилагательные |
великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный |
Красота речи |
Глаголы |
проснись, открой, лежит, чернеет, блестит |
Передают смену действий, динамику |
Задание. Синтаксические средства языка. Найдите обращения, вводные слова. Для чего они необходимы? Ответ: создают ощущение присутствия читателя.
Задание: Фонетические средства языка. Заполните таблицу.
Приём фонетический |
Звуки |
Что передают |
аллитерация |
|
|
ассонанс |
|
|
Ответ:
Приём фонетический |
Звуки |
Что передают |
аллитерация |
шипящие согласные – ж, з, ч, ш звонкие — б, в, р, л, н |
скрип снега, звон льда, |
ассонанс |
гласные звуки – а, о, и, е |
топот коня. |
Работа группы №2. Создание мини-сочинения, эссе, рисунков-иллюстраций, стихотворения по теме «зима». Защита своего «шедевра»: чтение наизусть, выразительное чтение, презентация .
Поэзия Пушкина удивительно верна русской
действительности, изображает ли она русскую
природу или русский характер…
В.Г.Белинский.
Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворении «Зимнее утро», которое было написано третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: лирический герой, главный, автор, и красавица, которой посвящено стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно к ней он обращается словами : «Открой, сомкнуты негой взоры».
А.С.Пушкин больше внимание уделяет поэтичному пейзажу:
видео-стихотворение АСПушкина "Зимнее утро". Читает И.Смоктуновский
вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче погляди в окно!
Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место.
Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера. Зимний пейзаж в стихотворении автор показывает не только словами, но и цветом: голубой («под голубыми небесами»), чёрный («прозрачный лес один чернеет»), зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова «блестя» и «блестит»: «Вся комната янтарным блеском озарена». Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию «треском трещит», мы отчётливо слышим треск затопленной печи. Движения А.С. Пушкин показывает и через глаголы : проснись, открой, лежит, чернеет, блестит.
В стихотворении мы читаем: «берег, милый для меня». Этот эпитет раскрывает родные, дорогие сердцу места. В жизни есть красота природы, умиротворение, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. картинки для стихотворения. Для более полного восприятия стихотворения просмотрели и прослушали видеоряд (из ресурса). Видеоряд с вокальным исполнением С. Коренблита
Чтение стихотворения наизусть.
Мороз на улице и солнце (о своём родном крае), автор Сомова СА.
Мороз на улице и солнце,
И снег искрится, серебрится.
А ну-ка, посмотри в оконце,
Взлети душою, словно птица…
Там вдалеке, на белом поле
Чувакса – чёрненьким пятном.
Такая уж лесная доля:
Быть рядом со своим селом.
А справа, словно исполины,
Видны карьеры из окна.
Зима их в шубы нарядила,
Мороз добавил серебра.
И в пышном снеге, как в перине,
Вершины лучик золотит.
А
Описание картины-фото
в сизой небольшой низине
Гза притаилась. Она спит.
И берега укрыты снегом,
Лёд яркий и слепит глаза.
А на душе такая нега…
Вокруг такая красота!
Энтузиаст! Как в слове много
Для сердца русского слилось.
Вас приведёт сюда дорога
Всегда : и в солнце , и в мороз!
Рефлексия. Выразительное чтение стихотворения хором.