Программа внеурочной деятельности
курса «Истории и традиции нашего края»
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Результатами освоения программы курса внеурочной деятельности «История и традиции нашего края» являются:
метапредметные:
• способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
• освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
• умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения
личностные:
• осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;
• уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
• социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
• самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
• чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
• мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества» (4 часа)
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.
Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве.
Тема 2. Православие как источник духовности казачества (8 часов)
Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ – место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки — старообрядцы на Кубани в XVH в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.
Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники.
Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина — покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор (7 часов)
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.
Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.
Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык — диалекты и говоры.
Тема 4. Культура физического воспитания казачества
(6 часов)
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества (7 часов)
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова — кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Традиции кубанского казачества и современность. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года
3.Тематическое планирование с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма организации |
Вид деятельности
|
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||
1. |
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса “История кубанского казачества” |
4 |
|
|
|
|
||
1.1 |
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Видеоэкспедиция в прошлое |
||
1.2 |
Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Экскурсия в районный историко-краеведческий музей |
||
1.3 |
Казачество прошлое и современное: общее и особенное |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Встреча с казаками Уманского казачьего отдела |
||
1.4 |
Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве |
1 |
|
1 |
Развлекательная |
Встреча с фольклорным коллективом СКК “Посиделки” |
||
2. |
Тема Православие как источник духовности казачества |
8 |
|
|
|
|
||
2.1 |
Кавказ – место раннего появления христианства |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Рассказы подготовленных учеников |
||
2.2 |
Православная Тмутаракань |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Виртуальная экскурсия |
||
2.3 |
Казаки — старообрядцы на Кубани в XVII в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Демонстрация видеоролика “Духовная культура некрасовских казаков” |
||
2.4 |
Святые обители |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Демонстрация видеороликов о монастырях КК |
||
2.5 |
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества |
1 |
|
1 |
Развлекательная |
Воспроизведение святочного обряда “Мыланка” |
||
2.6 |
Престольные/храмовые праздники |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Встреча с настоятелем Свято-Трёхсвятительского храма о. Николаем (Чмеленко) |
||
2.7 |
Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Чтение информационных текстов |
||
2.8 |
Святыни и обряды казачества |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Встреча с иереем Свято-Трёхсвятительского храма о. Константином |
||
3. |
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор |
7 |
|
|
|
|
||
3.1 |
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Встреча с есаулом Уманского КО Чувиловым Н.А. |
||
3.2 |
Воспитание в казачьей семье |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Чтение информационных текстов |
||
3.3 |
Народные знания |
1 |
1 |
|
Проблемно-ценностное общение |
Беседа с опорой на собственный опыт (опыт семьи) |
||
3.4 |
Традиционные художественные ремесла и промыслы |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Экскурсия на станцию юных техников |
||
3.5 |
Казачий музыкальный фольклор |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Посещение репетиции казачьего хора СКК |
||
3.6 |
Воинские жанры народных песен Кубани |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Встреча с мужской фольклорной группой |
||
3.7 |
Казачий язык – диалекты и говоры |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Практическое занятие |
||
4. |
Культура физического воспитания казачества |
6 |
|
|
|
|
||
4.1 |
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице) |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Встреча с членом отряда “Честь имею!” Ейского отделения СКМК Смурыгиной Алиной |
||
4.2 |
Народные игры кубанского казачества |
1 |
|
1 |
Игровая |
Беседа, игра |
||
4.3 |
Физическое воспитание в учебных заведениях |
1 |
|
|
Познавательная |
Чтение информационных текстов |
||
4.4 |
Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках |
1 |
|
|
Познавательная |
Чтение информационных текстов |
||
4.5 |
Искусство рукопашного боя и верховой езды |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Просмотр тематических видеороликов |
||
4.6 |
Система выживания. Казачий Спас |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Встреча с Ляхом Павлом Алексеевичем, атаманом Ейского отдела ККВ |
||
5. |
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества |
7 |
|
|
|
|
||
5.1 |
Землевладение и землепользование на Кубани |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Чтение информационных текстов |
||
5.2 |
Станицы и хутора |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Работа с историческими реконструкциями |
||
5.3 |
Скотоводство |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Просмотр тематических видеороликов |
||
5.4 |
Казачьи промыслы |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Чтение информационных текстов |
||
5.5 |
Поселения и традиционные жилища казаков |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Зачётная работа в форме фотоотчётов |
||
5.6 |
Традиционная одежда кубанских казаков |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Работа с собственноручно выполненными рисунками |
||
5.7 |
Традиционная система питания на Кубани |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Демонстрация собственноручно приготовленных блюд |
||
6. |
Тема 6. Итоговое занятие |
2 |
|
|
|
|
||
6.1 |
Традиции кубанского казачества и современность |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Подведение итогов работы |
||
6.2 |
Экскурсия в храм |
1 |
|
1 |
Познавательная |
Посещение Свято-Трёхсвятительского храма |
||
|
Итого: |
34 |
|
|
|
|