«Унылая пора очей очерование»

Конспект занятия в старшей группе « Лес осенью »

Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Задачи:

1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.

2. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать

на вопросы, и логически выстраивать предложения.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Дети, послушайте стихотворение:

Опустел скворечник

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету,

Липовый, берёзовый,

Красный, разноцветный.

Педагог: Скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени). Ребята, хотите ли вы отправиться в путешествие? Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес в гости к лесным жителям? Согласны?

Дети: Да

Педагог: Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу?

Дети: (Холодно, дождь идет.)

Педагог: Правильно. В осеннем лесу холодно. А что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?

Дети: осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно.

Педагог: а что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе?

Дети: у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме.

Педагог: А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме.

Дети: Да

Педагог: Тогда отправляемся в путь!

Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Педагог. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.

Педагог: Ребята, а можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете?

Дети: Нет

Педагог: А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим.

Педагог: Ребята, смотрите, кто же это встречает нас в лесу? Это Старичок -Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. Как вы думаете кто это старичок –Лесовичок и что он делает в лесу? (Ответы детей)

Педагог: Старичок — Лесовичок приготовил вам загадки. Чтобы ваше путешествие было интересным!

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

Педагог: Кто это, ребята?

Дети: Белка.

Педагог: Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Чем же занята белка осенью?

Дети: Белка осенью готовится к зиме.

Педагог: А как она готовится? Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки?

Дети: теплая и серая.

Педагог: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Педагог: Как еще белка готовится к зиме?

Дети: Делает запасы?

Педагог: А что запасает белка?

Дети: шишки, орехи, грибы.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину.

ИГРА «Собери грибы»

Педагог: Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод.

Педагог: вот еще одна загадка от Лесовичка.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Дети: заяц.

Педагог: Правильно. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Дети: (высказывают своё мнение).

Педагог: А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка. А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Педагог: А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Дети: Лиса

Педагог: А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)

Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы?

Дети: Теплая.

Педагог: Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти?

Дети: Нет?

Педагог: Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.

Педагог: Следующая загадка про лесных жителей:

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

Дети: Волк

Педагог: Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Педагог: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Послушайте загадку и дайте на неё отгадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.

Дети: Медведь.

Педагог: Правильно. Оказывается, некоторые лесные обитатели зимой впадают в спячку. А кто назовет этих животных?

Дети: ёж, медведь.

Педагог: Верно. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Физкультминутка «Звериная зарядка».

Раз – присядка. (Присесть).

Два – прыжок. (Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка «Ушки на макушки» — зайчики.

А лисята как проснулись. (Потереть кулачком глазки.)

Любят долго потянуться. (Потянулись.)

Обязательно зевнуть. (Повороты туловища.)

Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бёдрами вправо – влево.)

А волчата спинку выгнуть. (Наклоны вперёд.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх.)

Ну а мишка косолапый. (Согнуть руки в локтях.)

Широко расставив лапы. (Ноги на ширине плеч.)

То двумя то всеми вместе. (Переступание с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало. (Руки развести в стороны.)

Начинайте всё сначала.

Педагог: Ребята, старичок-Лесовичок, предлагает вам поиграть.

Д.И «У кого кто?»

У белки – бельчонок, бельчата.

У медведя – медвежонок, медвежата.

У волка – волчонок, волчата.

У лисы – лисёнок, лисята.

У зайца – зайчонок, зайчата.

Д.И «Кто, что ест?»

Педагог: Медведь ест…

Дети: … рыбу, мёд.

Педагог: Волк ест …

Дети: …мясо, кости.

Педагог: Лиса ест …

Дети: …курочку, рыбу.

Педагог: Заяц ест …

Дети: … морковь, капусту.

Педагог: Белка ест …

Дети: …орешки, грибы.

Д.И «Какой? Какая?»

Лиса – она рыжая, хитрая.

Белка – она ловкая, трудолюбивая.

Заяц – трусливый, мягкий, добрый.

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)

Педагог: На этом наше путешествие закончилось. Вы молодцы, сегодня хорошо справились со всеми заданиями, которые вам предложил старичок — Лесовичок. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь!

Педагог: Ой, ребята смотрите, Старичок-Лесовичок принес вам корзинку с «лесными орешками», это подарок из леса от животных. Угощайтесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: