Внеклассное мероприятие по экономике для 10-11 классов
Тип: игра – путешествие (получение новых знаний на основе имеющихся).
Цель: формирование экономического кругозора, расширение представления об истории, функциях и видах денег.
Методы: словесные (рассказ, вопросы), практические (подбор материала, разгадывание ребусов и кроссвордов).
Ход мероприятия.
Ведущий: Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец, меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар. Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
Гораздо позже в качестве товарных денег стали использовать металл в слитках, а потом перешли к чеканке монет из драгоценных металлов.
1-й ученик: Что означает слово “монета”? Это имя (а точнее прозвище) древнеримской богини Юноны Моneta – по латыни “советчица”. Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени “хозяйки” храма они стали называться монетами.
2-й ученик: А слово “деньги” (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно у нас с конца XIV в. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
Ведущий: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны. Ногаты, куны.
Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр.
Ногата и куна – это часть гривны.
3-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова “рубить” (древнее – рубь – край, грань) и произошло название.
4-й ученик: При Иване Грозном в XYI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их “копейными деньгами” или копейками.
I. Задание. Расположить по степени возрастания старинные деньги.
(Командам раздаются карточки с названиями старинных денег.)
Ответ: копейка, алтын, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, рубль.
(1 копейка, 3 копейки, 10 копеек, 15 копеек, 20 копеек, 1 рубль.)
Ведущий: Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, пеня, марка и т.д.
II. Турнир вопросов.
-
Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)
-
Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
-
Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)
-
Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)
-
Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)
-
Что такое “евро”? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)
III. Задание “По странам и континентам”.
Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.
1. Литва |
1. Иена |
Литва – лит; Латвия – лат; Венгрия – форинт; Италия – лира; индия – рупия; Япония – иена.
Игра со зрителями.
Иена – Япония; Доллар – США, Канада и другие страны; Евро – европейские деньги; Фунт – Великобритания, Египет, Турция и другие страны.
IV. Задание “Ребусы”.
1. Рынок.
2. Товар
V. Задание “Лесенка от А до Я”.
-
Стоимость одной единицы товара.
-
Вещь, предназначенная для продажи.
-
Денежная единица страны.
-
Место, где выставляют товары на продажу.
-
Обесценивание денег.
1. Цена. 2. Товар. 3. Валюта. 4. Аукцион. 5. Инфляция.
Подведение результатов “Лесенка от А до Я”.
YI. Аукцион пословиц.
О труде, бережливости, экономии, смекалки.
Команды по очереди называют по одной пословице.
-
Копейка рубль… (бережет).
-
Даром…( ничего не дается).
-
Ничто не возникает из… (ничего).
-
Одна пчела немного меда…( натаскает).
-
Всякий человек в деле… (познается).
-
Скупой платит…( дважды).
-
Без труда нет… (плода).
-
Глаза боятся, а руки…( делают).
-
Доброе начало – половина… (дела).
-
Мало хотеть – надо… (уметь).
Игра со зрителями. Продолжи пословицу.
Награждение.
Ведущий: Некоторые люди думают, что счастье – это много иметь денег. Но деньги – это только средство, чтобы купить какие-нибудь вещи. За деньги счастье не купишь, не купишь и друзей.
На доске:
«Цена монеты-пульс государства и
достаточно верный способ выяснить его
силу»
Вольтер