Методическая разработка урока по истории Казахстана
в 8-х классах на тему:
« Восстание казахов Младшего жуза
под предводительством
Сырыма Датулы (1783-1797)»
Выполнил:
учитель истории
Шуданбеков А.Ш.
Цели:
проанализировав восстание С. Датулы, показать его историческое значение, как первого проявления недовольства казахов колониальной политикой России, и показать его влияние на дальнейшее развитие национально-освободительного движения в Казахстане.
Задачи:
-
Работа с основными понятиями, датами по новой теме, показать последствия колониальной политики царизма, которые привели к ухудшению положения казахских шаруа;
-
Привитие навыков работы с документами, их анализа, умение давать оценку событиям, и делать соответствующие выводы;
-
Продолжить работу по формированию исторического мировоззрения, приобретение навыков творческого мышления, привить уважение к истории и легендарным личностям своей Родины
Оборудование:
Учебник,хрестоматия, карта «Казахстан и соседние территории в XVIII в.»
Для достижения цели урока используется следующие формы работы:
«мозговой штурм», работа с документами, составление развёрнутого
плана по тексту учебника, работа в малых группах.
Для достижения цели урока используются следующие интерактивные методы:
-
«Мозговая атака»
-
Работа с документами.
-
Работа с текстом параграфа.
-
Работа в малых группах.
На уроке используются: карта района восстания, документы, карточки с заданиями.
1. «Мозговая атака»
Учащимся даётся задание высказать свои мысли по вопросу
«Колониальная политика царской администрации в Казахстане во ІІ половине ХVIII в.»
Все высказанные мысли записываются на доске.
После окончания «мозговой атаки» производится обзор, анализ и отбор наиболее интересных предложений:
-
усиленные земельные захваты жизненно необходимых казахам пастбищ;
-
Разорение казахских аулов;
-
Вооружённые грабежи царскими военными отрядами;
-
Ограничение политической самостоятельности кочевой аристократии.
-
Феодальный гнёт местных феодалов.
2. Работа с документами.
В процессе самостоятельной работы с документами, учащиеся воспроизводят отдельные положения текста, выделяют главную причину восстания –
Колонизация казахских земель и постройка на них военных укреплений.
3. Работа с текстом параграфа.
Здесь учащимися составляется развёрнутый план хода восстания по схеме:
-
Причины, повод и начало восстания.
-
Движущие силы и характер восстания.
-
Основные этапы восстания.
-
Реформы барона О.А. Игельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.
-
Отношение С. Датулы к феодальной аристократии.
-
Причины поражения и историческое значение восстания.
4. Работа в малых группах.
На этом этапе идёт закрепление полученных знаний. Его можно провести в форме фронтального опроса учащихся или тестовых заданий.
Но можно предложить следующую форму.
Учащиеся делятся на 3 группы, которым даются определённые задания:
-
Назвать причины, цель и движущие силы восстания.
-
Назвать места (показать), даты основных событий восстания.
-
Назвать причины поражения и историческое значение восстания