Восстание в Младшем жузе под руководством С. Датулы

Методическая разработка урока по истории Казахстана
в 8-х классах на тему:
« Восстание казахов Младшего жуза

под предводительством

Сырыма Датулы (1783-1797)»

Выполнил:

учитель истории

Шуданбеков А.Ш.

Цели:
проанализировав восстание С. Датулы, показать его историческое значение, как первого проявления недовольства казахов колониальной политикой России, и показать его влияние на дальнейшее развитие национально-освободительного движения в Казахстане.

Задачи:

  • Работа с основными понятиями, датами по новой теме, показать последствия колониальной политики царизма, которые привели к ухудшению положения казахских шаруа;

  • Привитие навыков работы с документами, их анализа, умение давать оценку событиям, и делать соответствующие выводы;

  • Продолжить работу по формированию исторического мировоззрения, приобретение навыков творческого мышления, привить уважение к истории и легендарным личностям своей Родины

Оборудование:

Учебник,хрестоматия, карта «Казахстан и соседние территории в XVIII в.»

Для достижения цели урока используется следующие формы работы:

«мозговой штурм», работа с документами, составление развёрнутого

плана по тексту учебника, работа в малых группах.

Для достижения цели урока используются следующие интерактивные методы:

  1. «Мозговая атака»

  2. Работа с документами.

  3. Работа с текстом параграфа.

  4. Работа в малых группах.

На уроке используются: карта района восстания, документы, карточки с заданиями.

1. «Мозговая атака»

Учащимся даётся задание высказать свои мысли по вопросу

«Колониальная политика царской администрации в Казахстане во ІІ половине ХVIII в.»

Все высказанные мысли записываются на доске.

После окончания «мозговой атаки» производится обзор, анализ и отбор наиболее интересных предложений:

  • усиленные земельные захваты жизненно необходимых казахам пастбищ;

  • Разорение казахских аулов;

  • Вооружённые грабежи царскими военными отрядами;

  • Ограничение политической самостоятельности кочевой аристократии.

  • Феодальный гнёт местных феодалов.

2. Работа с документами.

В процессе самостоятельной работы с документами, учащиеся воспроизводят отдельные положения текста, выделяют главную причину восстания –

Колонизация казахских земель и постройка на них военных укреплений.

3. Работа с текстом параграфа.

Здесь учащимися составляется развёрнутый план хода восстания по схеме:

  1. Причины, повод и начало восстания.

  2. Движущие силы и характер восстания.

  3. Основные этапы восстания.

  4. Реформы барона О.А. Игельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.

  5. Отношение С. Датулы к феодальной аристократии.

  6. Причины поражения и историческое значение восстания.

4. Работа в малых группах.

На этом этапе идёт закрепление полученных знаний. Его можно провести в форме фронтального опроса учащихся или тестовых заданий.

Но можно предложить следующую форму.

Учащиеся делятся на 3 группы, которым даются определённые задания:

  1. Назвать причины, цель и движущие силы восстания.

  2. Назвать места (показать), даты основных событий восстания.

  3. Назвать причины поражения и историческое значение восстания

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: