ВЫБОР МАТЕРИАЛА И ТЕХНИКИ ПЛЕТЕНИЯ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ В БИСЕРОПЛЕТЕНИИ
Одним из условий высокохудожественного изделия, отвечающего эстетическим и утилитарным требованиям, является обоснованный выбор материалов, как основных, так и вспомогательных. При этом обязательно должны учитываться композиция, форма изделия, особенности технологической обработки, а так же условия эксплуатации и хранения.
Умения правильно выбрать материалы, рационально использовать их при изготовлении во многом определяет внешний вид изделия, его качество, удобство при эксплуатации и многое другое.
Проектной работой являются три шкатулки, оплетенные бисером в гобеленовой технике. Учитывая колорит хакасских орнаментов и замысел автора, шкатулки выполнены в сочетании цветов: фиолетовый, белый, зеленый, оранжевый.
Основные материалы: бисер, капроновые нити.
Бисер – мелкие, круглые или граненые, слегка сплюснутые бусинки из стекла или металла с отверстием для нити.
Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5-15 мм (цветные и бесцветные).
Рубленый бисер – (или короткий стеклярус) длиной 3-4 мм.
Бусины различной формы – круглые, удлиненные, из цветного стекла или фарфора.
При выборе материала для рукоделия необходимо обращать внимание на его качество. Главное достоинство стеклянных бусин, бисера – их долговечность.
Бисер, стеклярус и бусины, изготовленные из цветного стекла, как правило, отличаются высоким качеством: прочностью, стойкостью окраски, долговечностью. Пластмассовые бусины легче стеклянных, но они могут довольно быстро выйти из строя – лопнуть, поцарапаться, обесцветиться.
Качество и внешний вид изделия зависят от нитей, используемых для нанизывания. В старину применяли льняные нити, конский волос. Сейчас используют любые нити из натуральных и синтетических волокон, тонкую проволоку. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму, бисер на них лежит ровно, но тонкие нити менее заметны в изделии и их легче продеть через узкое отверстие.
Нити из натуральных волокон удобны, не скользят, но недостаточно прочные и долговечные.
Армированные катушечные нити с лавсаном, сочетают в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Это наиболее универсальные нитки для работы с бисером.
Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, но не упруги. Изделия из них могут получиться «вялыми». При многократном вдевании в иглу, пропускании через бусины с очень узкими и шероховатыми отверстиями они разлохмачиваются, раскручиваются.
Леска прочна, прозрачна, в изделии ее почти не видно, но очень упруга. Вещь может получиться слишком жесткой, топорщиться.
Проволока используется для жестких изделий – цветочков, различных сувениров. Она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было продеть ее через бисеринки не менее двух раз, и в то же время достаточно толстой, чтобы выдерживать вес бисера не провисая.
Общие требования к материалам:
нити: прочные, тонкие, длинные, новые, не поддающиеся разрушению (гниению), без дефектов.
Бисер: ровный, одного диаметра, откалиброван, изготовлен из окрашенной массы, непрозрачный, матовый и с блеском.
Потребуются следующие инструменты и приспособления:
Иголки – для работы с бисером и стеклярусом применяются очень тонкие, длинные и с длинным ушком иголки №0 отечественные или №13 (для более крупного бисера — №12) производства Англии, Индии, Германии, Японии.
Булавки – для вспомогательных работ обычные, желательно тонкие.
Ножницы для обрезки нитей – маленькие (маникюрные) с загнутыми концами, острые.
Воск пчелиный – применяется для обработки нити, повышает ее упругость, влагостойкость.
Бумага с нанесенной сеткой – для составления схем изделий.
Цветные карандаши или фломастеры, калька или пергамент – для снятия узоров.
Салфетка (размером не менее 20х35 см) должна быть светлой, однотонной, лучше всего льняной. На ней раскладывают бисер разных цветов, необходимый для данной работы, и подцепляют бисер иголкой.
Сантиметровая лента – для определения размеров изделия.
Для изготовления комплекта шкатулок с использованием мотивов хакасских орнаментов лучше всего использовать капроновые нити и бисер, изготовленный из окрашенной массы.
Анализируя работы мастеров прошлых веков, использовавших объемные формы для оплетения бисером и современные изделия, мы встречаем различные техники: ажурное плетение, гобеленовое плетение, сетчатое плетение «соты».
Широко используется низание для изготовления различных украшений. Параллельное низание чаще всего используют для изготовления цветов, листьев, браслетов, сувениров в виде различных животных.
Низание сеток – этот метод широко используется для изготовления всевозможных ажурных цепочек, воротников, салфеток, чехлов для различных предметов.
Мозаика – самый плотный метод низания. Этим методом создают воротники-стойки и пояса, которые должны сохранять форму.
Низание крестиками (иногда этот метод называют низанием квадратиками) применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток.
Наиболее удачной техникой на наш взгляд является гобеленовая, так как в ткачестве меньше возможностей для создания изделий сложных форм и довольно трудоемкие процессы натягивания ниток основы и их заделки после окончания плетения. В мозаичной технике некоторые рисунки и орнаменты просто не воспроизводимы.
В технике же прямого гобеленового плетения этих трудностей и ограничений почти нет. Можно выполнить практически любой рисунок или орнамент. Эта техника хорошо сочетается со всеми другими видами плетения. Бисерины и ряды из них плотно прилегают друг к другу, как стежки гобеленового шва в вышивке. По аналогии и дано название – прямое гобеленовое плетение.
Количество цветовых оттенков в этом плетении может быть очень велико. Сложность цветовой гаммы в этом плетении не ограничена.