Практическая работа №2
Наблюдение за горящей свечой
Цель работы: анализ физических и химических процессов, происходящих при горении свечи и определение скорости расходования кислорода во время горения.
Оборудование: банки объемом 0,5л, 0,8л, 1л, 2л, секундомер, свеча, спички, рулетка,
Ход работы:
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
2. Внимательно слушай указания учителя.
1. Явления, происходящие при горении свечи.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
А) Обнаружение углерода Закрепите предметное стекло в держателе и внесите в темную зону пламени, подержите 3 – 5 с. Объясните что там появилось.
Б) Обнаружение водорода Зафиксируйте перевернутую вверх дном сухую пробирку и подержите над пламенем свечи до запотевания, объясните наблюдаемое явление.
Запишите в виде таблицы, какие физические и химические процессы происходят при горении свечи.
Явления, происходящие при горении свечи
Физические явления |
Химические явления |
|
|
2. Изучение скорости горения свечи
1. Подготовить таблицу для записи данных опыта.
Результаты изучения скорости горения свечи
V (банки) , л |
Время (t) , с |
|
|
|
|
|
|
2. Зажечь свечу и накрыть банкой объемом 0,5л.
3. Определить время (t), в течение которого горит свеча.
4. Провести подобные действия, используя банки других объемов.
5. Выразить зависимость продолжительности горения свечи от объема банки в виде графика (построение произвести на миллиметровой бумаге или компьютере).
6. Определить объем классной комнаты.
7. Рассчитать, сколько времени будет гореть свеча, если в комнату не поступает воздух и весь кислород расходуется на горение свечи. Скорость расходования кислорода определить по графику из пункта 5.
8. Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)
Практическая работа №3.
«Анализ качества питьевой воды»
Цель: научиться простым способам определения качества питьевой воды.
Оборудование: образцы воды: водопроводная вода (из разных скважин), химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторная бумага, цилиндр, белый лист бумаги.
Ход работы:
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
2. Внимательно слушай указания учителя.
Задание1. Исследование органолептических показателей воды.
Налейте в стаканы воду из различных источников и проведите
органолептические исследования на окраску, прозрачность, запах:
Цвет (окраска). Для определения цветности воды возьмите стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд наберите воду и на белом фоне бумаги определите цвет воды (голубой, зеленый, желтый, серый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения.
Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения. Для определения прозрачности воды используйте прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливаем воду, подкладываем под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0.5мм, и сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измерим высоту столба воды в цилиндре линейкой и выразим степень прозрачности в см. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязненности.
Запах зависит от биологических и химических загрязнителей. его оценивают по шкале
Оценка запаха воды
Интенсивность запаха |
Описательное определение |
Балл |
Нет |
Отсутствие ощутимого запаха |
0 |
Очень слабый |
Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем |
1 |
Слабый |
Обнаруживается, если обратить внимание |
2 |
Заметный |
Ощущается легко |
3 |
Отчетливый |
Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья |
4 |
Очень сильный |
Настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья |
5 |
Характер и род запаха воды естественного происхождения
Характер запаха |
Примерочный род запаха |
Ароматический |
Огуречный, цветочный |
Болотный |
Илистый, тинистый |
Гнилостный |
Фекальный, сточной воды |
Древесный |
Мокрой щепы, древесной коры |
Землистый |
Прелый, свежевспаханой земли |
Плесневый |
Затхлый, застойный |
Сероводородный |
Тухлых яйц |
Травянистый |
Скошенной травы |
Неопределенный |
Не подходящий под предыдущие определения |
По результатам исследования заполните таблицу:
№ пробы |
Природа исследуемого вещества |
Цвет |
Прозрачность |
Запах |
1. |
Вода из колодца |
|
|
|
2. |
Водопроводная вода (с. Большая Арать) |
|
|
|
3. |
Водопроводная вода (с. Сыченки) |
|
|
|
Задание 2. Водородный показатель воды (pH)
Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7). Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.
Определить значение рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.
№ пробирки |
Природа исследуемого вещества |
Окраска индикатора |
рН среда |
|
|
|
|
Задание 3. Сравнение жесткости различных образцов воды
В жесткой воде мыло образует хлопья (нерастворимые соединения кальция).
Повышенная концентрация солей в воде ухудшает вкус питьевой воды.
Для хозяйственно-бытовых нужд требуется мягкая вода или вода с очень незначительной жесткостью, т.к. при кипячении жесткой воды образуется накипь. При стирке тканей в жесткой воде образуются нерастворимые соединения (стеараты кальция), которые осаждаются на поверхности тканей и постепенно разрушают волокна. В жесткой воде плохо развариваются продукты. Употребление жесткой воды увеличивает опасность мочекаменной болезни, неблагоприятно влияет на состояние сосудов, приводит к отложению солей.
В три пробирки наливают воду из различных источников по 10-15 мл:
В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу.
Образец воды |
Характеристика полученного раствора |
|
|
Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)
Практическая работа № 4.
Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.
Оборудование: весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, соли (карбонат натрия, сульфат меди 2, хлорид бария)
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
2. Внимательно слушай указания учителя.
Ход работы:
1. этап работы: Расчетная часть.
1. Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.
1 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 30 г раствора медного купороса (сульфат меди 2) с массовой долей соли 3%.
2 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора питьевой соды (гидрокарбонат натрия), который используют для обработки кожи после ожога кислотой.
3 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора борной кислоты для обработки глаз и кожи после попадания щелочи.
4 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 25 г раствора хлорида бария с массовой долей соли 2%.
2. этап работы: Взвешивание навески вещества.
1. На весах взвесьте требуемую навеску вещества, и высыпьте ее в стаканчик.
3. этап работы: Измерение объема воды.
1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.
4. этап работы: Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.
1. Перемешайте стеклянной палочкой вещество с водой до полного его растворения.
5. Приготовьте этикетку с указанием формулы вещества, его массовой доли и кто приготовил.
Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)
Литература:
-Габриелян О.С. химия. 8 класс.-М.: Дрофа, 2008
-Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.- 56 с.: ил.