«Практикум по химии 11 класс»
Настоящий курс составлен с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике, физике и др.
Целью курса «Практикум по химии» является развитие умений у обучающихся решать расчетные и экспериментальные задачи, развитие общих интеллектуальных умений, а именно: логического и творческого мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать. При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение ативности и самостоятельности, достижение прочности знаний, а также умений применять полученные знания при решении нестандартных задач. Также у детей воспитывается целеустремленность и трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, развивает умение мыслить логически, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, а также воспитывает волю к преодолению трудностей.
Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.
Основным требованием к отбору задач является чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно только одним путем — постоянно, систематически решая задачи.
Результаты освоения программы
В результате изучения данного элективного курса по химии ученик должен:
знать /понимать
— признаки условия и сущность химических реакций,
— химические свойства разных классов неорганических и органических соединений,
— выявлять классификационные признаки веществ и реакций и генетическую связь между основными классами органических и неорганических веществ,
— определять изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам соединений;
уметь
— сравнивать состав и свойства изученных веществ,
— определять степень окисления химических элементов по формулам их со единений,
— устанавливать взаимосвязи состава, строения и свойств веществ,
— определять окислитель и восстановитель,
— направление и смещения равновесия под влиянием различных факторов,
— знать алгоритмы решения основных типов задач,
— осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока |
Содержание темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Введение. (1 час)
|
|||
1 |
Организационное занятие. Знакомство с технологическими и химическими специальностями |
1 |
|
Тема 1: Вывод формул химических соединений. (4 часа)
|
|||
2 |
Расчеты по химическим формулам |
1 |
|
3 |
Газовые законы. Способы определения молярных масс газов |
1 |
|
4 |
Вывод молекулярных формул неорганических и органических веществ. |
1 |
|
5 |
Расчеты с использованием числа Авогадро |
1 |
|
Тема 2: Расчеты по уравнению реакции. Типовые задачи. (4 часа)
|
|||
6 |
Расчет массы, объема продукта реакции по известной массе, объему одного из реагирующих веществ. |
1 |
|
7 |
Расчеты по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ присутствует в реакционной смеси в избытке. |
1 |
|
8 |
Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции. |
1 |
|
9 |
Массовая доля примесей в веществе. |
1 |
|
Тема 3: Чистые вещества и смеси. Расчеты состава смесей. (5 часов)
|
|||
10 |
Смеси газов. Средняя молярная масса газовой смеси. |
1 |
|
11 |
Смеси газов. Определение количественного состава газовой смеси в системе с альтернативными реакциями. |
1 |
|
12 |
Смеси твердых веществ: металлов, солей. Массовые доли компонентов в смеси. |
1 |
|
13 |
Определение массовой доли индивидуального вещества в составе смеси, в которой возможно протекание альтернативных реакций. |
1 |
|
14 |
Строение атома. Состав атомного ядра. Изотопы. Определение средней атомной массы химического элемента по изотопному составу |
1 |
|
Тема 4: Растворы. Растворение. (5 часов)
|
|||
15 |
Растворы. Массовая доля растворенного вещества в растворе. |
1 |
|
16 |
Растворы. Молярная концентрация вещества в растворе. |
1 |
|
17 |
Определение состава растворов, в которых возможно протекание альтернативных реакций. |
1 |
|
18 |
Растворимость веществ. Классификация растворов по растворимости. |
1 |
|
19 |
Растворы. Правило креста. |
1 |
|
Тема 5: Тепловые эффекты химических процессов и их значение. (1 час)
|
|||
20 |
Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. |
1 |
|
Тема 6: Химическая кинетика. (4 часа)
|
|||
21 |
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. |
1 |
|
22 |
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от температуры. |
1 |
|
23 |
Химическое равновесие. Смещение равновесия в системе под действием различных факторов. Принцип Ле- Шателье. |
1 |
|
24 |
Константа химического равновесия и ее физический смысл. |
1 |
|
Тема 7: Электролитическая диссоциация и ее количественные характеристики. (2 часа) |
|||
25 |
Электролитическая диссоциация. Диссоциация слабых электролитов. Степень и константа диссоциации и их взаимосвязь. |
1 |
|
26 |
Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель как характеристика среды растворов. |
1 |
|
Тема 8: Гидролитические процессы и их практическое значение. (2 часа) |
|||
27 |
Гидролитические процессы. Гидролиз солей. |
1 |
|
28 |
Гидролиз органических соединений и его практическое применение. |
1 |
|
Тема 9: Окислительно-восстановительные процессы и их значение. (5 часов) |
|||
29 |
Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. |
1 |
|
30 |
Важнейшие кислоты-окислители. Особенности азотной и концентрированной серной кислот. |
1 |
|
31 |
Электролиз растворов и расплавов. Расчет массы, объема продуктов электролиза по химическому уравнению |
1 |
|
32 |
Электролиз. Законы Фарадея и их применение. |
1 |
|
33 |
Реакции замещения и их особенности. Решение задач |
1 |
|
34 |
Обобщение и систематизация знаний и умений. Решение комбинированных усложненных задач. |
1 |
|
Итого (34 часа) |