Спецкурс «Практикум по химии 11 класс»

«Практикум по химии 11 класс»

Настоящий курс составлен с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике, физике и др.

Целью курса «Практикум по химии» является развитие умений у обучающихся решать расчетные и экспериментальные задачи, развитие общих интеллектуальных умений, а именно: логического и творческого мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать. При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение ативности и самостоятельности, достижение прочности знаний, а также умений применять полученные знания при решении нестандартных задач. Также у детей воспитывается целеустремленность и трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, развивает умение мыслить логически, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, а также воспитывает волю к преодолению трудностей.

Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данная программа предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.

Курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.

Основным требованием к отбору задач является чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно только одним путем — постоянно, систематически решая задачи.

Результаты освоения программы

В результате изучения данного элективного курса по химии ученик должен:

знать /понимать

— признаки условия и сущность химических реакций,

— химические свойства разных классов неорганических и органических соединений,

— выявлять классификационные признаки веществ и реакций и генетическую связь между основными классами органических и неорганических веществ,

— определять изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам соединений;

уметь

— сравнивать состав и свойства изученных веществ,

— определять степень окисления химических элементов по формулам их со единений,

— устанавливать взаимосвязи состава, строения и свойств веществ,

— определять окислитель и восстановитель,

— направление и смещения равновесия под влиянием различных факторов,

— знать алгоритмы решения основных типов задач,

— осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Введение. (1 час)

1

Организационное занятие. Знакомство с технологическими и химическими специальностями

1

Тема 1: Вывод формул химических соединений. (4 часа)

2

Расчеты по химическим формулам

1

3

Газовые законы. Способы определения молярных масс газов

1

4

Вывод молекулярных формул неорганических и органических веществ.

1

5

Расчеты с использованием числа Авогадро

1

Тема 2: Расчеты по уравнению реакции. Типовые задачи. (4 часа)

6

Расчет массы, объема продукта реакции по известной массе, объему одного из реагирующих веществ.

1

7

Расчеты по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ присутствует в реакционной смеси в избытке.

1

8

Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции.

1

9

Массовая доля примесей в веществе.

1

Тема 3: Чистые вещества и смеси. Расчеты состава смесей. (5 часов)

10

Смеси газов. Средняя молярная масса газовой смеси.

1

11

Смеси газов. Определение количественного состава газовой смеси в системе с альтернативными реакциями.

1

12

Смеси твердых веществ: металлов, солей. Массовые доли компонентов в смеси.

1

13

Определение массовой доли индивидуального вещества в составе смеси, в которой возможно протекание альтернативных реакций.

1

14

Строение атома. Состав атомного ядра. Изотопы. Определение средней атомной массы химического элемента по изотопному составу

1

Тема 4: Растворы. Растворение. (5 часов)

15

Растворы. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

1

16

Растворы. Молярная концентрация вещества в растворе.

1

17

Определение состава растворов, в которых возможно протекание альтернативных реакций.

1

18

Растворимость веществ. Классификация растворов по растворимости.

1

19

Растворы. Правило креста.

1

Тема 5: Тепловые эффекты химических процессов и их значение. (1 час)

20

Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения.

1

Тема 6: Химическая кинетика. (4 часа)

21

Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

1

22

Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от температуры.

1

23

Химическое равновесие. Смещение равновесия в системе под действием различных факторов. Принцип Ле- Шателье.

1

24

Константа химического равновесия и ее физический смысл.

1

Тема 7: Электролитическая диссоциация и ее количественные характеристики. (2 часа)

25

Электролитическая диссоциация. Диссоциация слабых электролитов. Степень и константа диссоциации и их взаимосвязь.

1

26

Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель как характеристика среды растворов.

1

Тема 8: Гидролитические процессы и их практическое значение. (2 часа)

27

Гидролитические процессы. Гидролиз солей.

1

28

Гидролиз органических соединений и его практическое применение.

1

Тема 9: Окислительно-восстановительные процессы и их значение. (5 часов)

29

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии.

1

30

Важнейшие кислоты-окислители. Особенности азотной и концентрированной серной кислот.

1

31

Электролиз растворов и расплавов. Расчет массы, объема продуктов электролиза по химическому уравнению

1

32

Электролиз. Законы Фарадея и их применение.

1

33

Реакции замещения и их особенности. Решение задач

1

34

Обобщение и систематизация знаний и умений. Решение комбинированных усложненных задач.

1

Итого (34 часа)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: